Интервью Нидай Сокэ Окуяма Рюхо. Часть 2
Как вы оцениваете соотношение двух составляющих вашего искусства: лечение и боевую составляющую? Они равнозначны. Те, кто приходят к нам в додзё, обычно не могут похвастаться хорошим здоровьем. Всегда есть какие-то проблемы. Один человек страдал от язвы двенадцатиперстной кишки и на следующий день ему должны были делать операцию. Он сбежал из больницы и пришел к нам. Он вылечился у нас. Затем он стал изучать медицину шиацу и теперь у него своя клиника. Таких людей у нас много. А много ли учеников, у которых уже есть опыт в каких-либо боевых искусствах? Те, кто приезжает из-за границы, обычно уже имеют опыт в дзюдо, карате или айкидо. Хакко-рю, как правило, кажется им убедительными. Когда изучаешь только боевую составляющую, всегда есть опасность причинить вред здоровью другого человека. Поэтому мы должны изучать две составляющие вместе. Нет иностранцев, которые изучали бы только хакко-рю. Скоро у нас будет ученик из Пакистана. Больше года у нас учился бельгиец. Все они изучали до этого какие-то другие боевые искусства. Мы особенно не рекламируем нашу школу. Люди приезжают, узнав о нас от тех, кто у нас уже учился. Различные ассоциации, например, Бутокукай в Киото приглашали нас присоединиться к ним, а однажды был человек, который сказал, что поможет нам стать организацией. Однако Сенсей (первый учитель Рюхо Окуяма) не одобрял этого и всегда отказывался от подобных предложений. Мы предпочитаем никем не контролироваться и работать так, как считаем нужным. Именно поэтому мы взяли за правило оставаться в стороне от других. Много ли техник в Хакко-рю? Около двух или трех сотен. В общей сложности сколько в Японии людей, практикующих Хакко-рю? Полагаю, более полутора миллионов. Сколько же существует додзё, практикующих Вашу школу? Вероятно, около двадцати или тридцати. В будущем, скорее всего, их число будет расти. А сколько в Японии учителей, обучающих Вашему направлению? Ну, давайте посмотрим. Всего в мире было немного более трех тысяч учителей, но сейчас уже больше половины нет в живых. У вас есть большое додзё в Токио? Есть одно в районе Сэтагая-ку и одно в городе Фусса (префектура в Токио, прим. переводчика). Около 10 лет назад у нас была клиника в Сибуя в Токио. Там мы тоже иногда обучали некоторым техникам. Однако, поскольку додзё располагалось на верхних этажах здания, люди снизу жаловались, что они ощущают вибрацию, когда мы тренируемся. Несмотря на то, что тогда у нас бывало по 30-40 пациентов в день, занятия там пришлось прекратить. В последнее время люди, практикующие акупунктуру и мокса-терапию всё чаще используют различные приспособления, автоматизирующие процесс. Вы используете какое-либо специфическое оборудование во время лечения? Нет, только руки. Мы не используем низко- или высокочастотные вибрации или какие-либо специальные кровати. Недавно мы лечили человека, у которого было кровоизлияние в мозг. Когда у него случился удар, он попал не к врачу, а его взял к себе мой ученик, и для него это оказалось благом. Пациенту через день проводили сеансы лечебного шиацу. Затем его перевели сюда. Я произвел с ним пять или шесть процедур на настоящий момент. У него нет практически никаких последствий. Он не парализован и совершенно нормально говорит. Если бы он обратился к обычному врачу, то мог бы остаться парализованным на правую сторону. В мире боевых искусств есть два образа мышления. Первый состоит в том, что важно сохранять в целостности то, что передал основатель или учитель. Вторая состоит в том, что нужно пробовать приспосабливать техники к нуждам времени, добавляя и изменяя в них что-то. Если говорить о шиацу, как составляющей Хакко-рю, вы применяете какие-то новые знания и открытия из области медицины? Да, и я думаю, это можно было бы сказать о любой технике в любом боевом искусстве. Нет никакой «конечной версии» техники. Техники все время изменяются. Я не нашел ни одной совершенной техники или метода шиацу, я буду учиться до самой смерти, это то, чем я занимаюсь всю мою жизнь. С точки зрения шиацу, в чем недостатки современной медицины? С моей точки зрения, это использование лекарств. Даже лекарства от простуды могут оказаться вредны. Люди, которые параллельно с лечением шиацу пили какие-то лекарства, не выздоравливали так скоро, как обычно. Это объясняется неблагоприятным воздействием лекарств. А витамины? Я считаю, что лучше всего полноценная сбалансированная диета. Также Вы практикуете костоправство? Да, у меня есть соответствующая лицензия. Однако я редко использую этот метод, только, например, в случаях вывиха у детей. Недавно один человек, выпускник школы акупунктуры и мокса-терапии приходил к нам на семинар по шиацу. Он рассказал, что когда его однажды лечили в одной клинике акупунктурным методом, он потом не мог больше месяца двигать рукой. Если произвести сеанс иглоукалывания одновременно по всему телу, человек может умереть. Поэтому акупунктуру можно применять только в случаях локальных недомоганий. В шиацу есть метод, называется намикоши-рю, который является полной противоположностью нашему. Он заключается в повсеместном воздействии на одинаково больные и здоровые органы. В нашем же подходе, прежде чем лечить человека, мы всегда меряем пульс и объясняем ему наше лечение. Сеанс обычно занимает около 20 минут. Массаж длится больше часа и от него совершенно иные ощущения. Лечение шиацу без соответствующего владения техникой может причинить вред. Что касается основных принципов Хакко-рю - они те же, что и принципы древней китайской медицины в части воздействия на меридианные линии? Полагаю, да. Так или иначе, многие люди неверно понимают значение меридианных линий. Обычно хиропрактик говорит так: печеночную систему ног нужно лечить, если у человека больная печень. Или: нужно лечить систему желудка, если у человека больной желудок. Тем не менее, это совершенно неверно, болезнь внутренних органов выражается через нездоровые меридианы. Не нужно лечить пациента в соответствии с симптомами, нужно измерить пульс и попробовать осознать состояние пациента в целом. Вы не сможете вылечить болезнь, если вы видите только отдельные части тела. В западной медицине выделяются специализации, то же и в Хакко-рю. Например, если человек парализован на правую сторону, лечение шиацу будет ориентировано на левую руку, левую ногу, то есть на противоположную сторону. Мы никогда не воздействуем на руку или ногу, если она не в порядке. Мы ориентируем лечение на части тела, органы, с которыми все в порядке, которые совершенно здоровы, и именно это оказывается действенным. В этом наш основной принцип. Когда Вы, примерно вы начали практиковать Хакко-рю? Я начал заниматься Хакко-рю, когда мне было пять, и шиацу в семь. Шиацу меня обучал непосредственно отец, но он не обучал меня ни одной технике, пока мне не исполнилось 22. Я никогда не занимался никакими другими боевыми искусствами. Не могу однозначно сказать сказать, что в то время мне нравились, или не нравились занятия. Когда я окончил университет, отец стал обучать меня непосредственно техникам самообороны. Он давал мне подробные инструкции в шиацу, но никогда не отвечал на мои вопросы, касающиеся техник самообороны. Я думал, что, возможно, это был его способ выразить свою любовь ко мне. Семь или восемь лет назад во время открытого семинара на курорте горячих источников Шиобара, отец объявил всем, что его преемником станет старший сын Тоширо. Такова была его воля. Поскольку мой отец был выдающимся человеком, мне казалось, что быть его приемником очень трудно. Сейчас я думаю, что надо просто делать то, что делаю, идти своим путем, соотносить свою деятельность с требованиями времени и не думать особенно, что я являюсь преемником своего знаменитого отца. Хотя мое настоящее имя Тоширо, я перенял имя главы нашей школы Рюхо. Какие элементы Хакко-рю вы считаете наиболее значимыми, на что бы вы хотели обратить особое внимание наших читателей? И чего бы вам хотелось достичь в будущем как второму главе школы Хакко-рю? Нашим искусством можно заниматься в любом возрасте, самому старшему нашему ученику, когда он пришел к нам, было 85 лет. Другой человек пришел заниматься шиацу в 70 лет. Это отличает нас от других боевых искусств. Сейчас у нас есть ежегодный открытый семинар для инструкторов со всей Японии, и нам бы хотелось проводить такой же и за границей. Мне бы хотелось, чтобы японские и зарубежные учителя взаимодействовали друг с другом, и проводить открытые семинары, где я бы мог рассказывать о шиацу и объяснять техники. Одного только боевого искусства или одной только техники шиацу недостаточно. Обе составляющие составляют особую ценность нашей практики. Это то, во что Сэнсей (отец) верил с самого начала, а он был очень дальновидным человеком. В отличие от других боевых искусств, практикуя нашу школу, вы можете нанести вред или излечить одним лишь пальцем. Именно поэтому мы придерживаемся трех основных принципов: не провоцируй, не противодействуй, не причиняй вреда. Поскольку джиу-джицу - это все-таки в первую очередь боевое искусство, в современном обществе не так много возможностей для его применения. В случае с Хакко-рю объединяются техники джиу-джицу и методы медицины Кохо. Вероятно, именно эти два аспекта способствуют возможности дальнейшего развития? Совершенно согласен. Людей привлекают боевые искусства, если они, кроме прочего, способствуют укреплению здоровья. Мы обучаем технике Сосэйдзюцу (техника реанимации) и Капподзюцу (прикладная техника) тех, кто собирается стать инструктором. Этим методам обучали в древности изучающих боевые искусства. Однако для излечения болезней они не требуются. Цель нашего искусства - помогать людям. Множество людей страдает от различных заболеваний, и мы хотим помочь им. [message_box title="Краткая биография Рюхо Окуяма (Шодай Сокэ)" color="gray"] Родился 30 декабря 1901 г. в префектуре Ямагато, изучал политологию, религию, ораторское искусство в Токийской школе политологии. Судя по некоторым записям, изучал дайторю айкидзюцу у Тошими Мацуда в Асахикава, Хоккайдо. Изучал также акупрессуру (метод лечения надавливанием пальцами) и искусство меридианов (Кохо). В мае 1938 он в токийском лекционном зале Дэнцу объявил о создании своей школы самообороны, которая в тот момент называлась Мэйши До. В 1941 году Окуяма переименовал свою школу в Хакко-рю и стал её первым главой. В 1947 году он открыл додзё в городе Омия и стал обучать Хакко-рю гошин дзю-дзюцу и медицине Кохо. Окуяма сенсей написал множество книг и активно обучал до 77 или 78 лет. Скончался в возрасте 86 лет, 26 ноября 1987 года.[/message_box] [message_box title="Краткая биография Рюхо (Тоширо) Окуяма, Нидай Сокэ" color="gray"] Родился в 1948 году, старший сын Рюхо Окуяма, основателя Хакко-рю. Наследовал имя своего отца, когда стал вторым главой школы. Окончил факультет экономики Университета Дайто Бунка (Daito Bunka University) в 1971 году и обучался техникам вправления костей, как раздела Дзюдо в школе специальной медицины при Университете Дайто Бунка. Стал изучать техники Хакко-рю в пять лет и шиацу в семь. Сейчас преподает Хакко-рю и Кохо медицину не только в Японии, но и в США, Франции и Бельгии. Вице-президент Ассоциации предотвращения преступлений города Омия.[/message_box] Часть перваяИнтервью Нидай Сокэ Окуяма Рюхо. Часть 1
Сокэ Окуяма Рюхо, основатель Хакко-рю, изучал Дайто-рю или Ваш отец сначала изучал какие то другие боевые искусства? Думаю, сначала это были несколько другие искусства. Он изучал все основные армейские дисциплины. Насколько нам известно, сокэ Окуяма Рюхо обучался у Тосими Мацуда (Toshimi Matsuda), ученика Сокаку Такэда. Почему он решил изучать Дайто-рю именно у господина Мацуда? Всё Началось, когда отец изучал ораторское искусство в Токийской школе политики (Tokyo Seiji Gakko). Однажды кто-то напал не него и схватил за горло, стал душить. В подобной ситуации нормальная реакция - попытаться освободиться, но, как он мне потом рассказывал, он улыбнулся - и это позволило ему сбросить давление с шеи. Этот случай развил в нем интерес к боевым искусствам. Во время войны он был военным хирургом и изучал западную медицину у человека по имени Рёзан Хирата (Ryozan Hirata). Принцип, которым руководствовался господин Hirata, заключался в том, что он лечил сам поврежденный, больной орган, тогда как мой отец придерживался другой точки зрения. Его принцип был, напротив, никогда не трогать само больное место. Это расхождение привело к тому, что в 1937 или 38 году их пути разошлись. Отец понял, что шиацу имеет отношение к боевым искусствам не через какие-то указания или инструкции, но в своей сущности. Когда он приехал на Хоккайдо? Я думаю, когда ему было 17 или 18 лет. Встреча Рюхо Окуяма и Сокаку Такэда произошла где-то в 1936 году? Да, я думаю, где-то так. Вероятно, они повстречались в городе Абасири. Отец рассказывал, что Сокаку Сэнсей был очень болен и, кажется, даже не мог говорить. В статье Брайана Уоркмена говорится, что в 1936 году Рюхо Окуяма получил от Сокаку Такеда Сенсея что-то вроде свитка, сертификата. Я подозреваю, речь идет о сертификате Кёдзю дайри. Я не знаю, сохранился ли еще этот свиток. Должно быть, он был утерян, когда снесли здание. Когда учитель Рюхо Окуяма назвал свое искусство Хакко-рю? Это было в 1941 году. Но искусство существовало уже за два или три года до этого под названием Мэйсидо в Отамагайкэ в Канда (Токио). Однако в 1938 году его дом сгорел, и отец переехал в Хагурояма в префектуре Ямагато. Затем, 9 ноября 1947 года он переехал в Омию, префектуры Сайтама, где додзё находится и по сей день. [frame src="http://mumonkan.ru/wp-content/uploads/2015/04/okuyama_003_1990.jpg" ligntbox="off"] Говорят, что Учитель Окуяма обучал полицейских после войны. Не могли бы Вы рассказать об этом? Он вел обучение по просьбе некоторых своих учеников, которые были офицерами полиции. Однако, в японской полиции имеются свои техники ареста и задержания, но все они базируются исключительно на силе, что снижает их эффективность, если противник оказывался значительно сильнее. Я являюсь вице-президентом Комитета по предотвращению преступлений города Омия. Население города растет и сейчас превысило 400 тысяч, так что, я считаю, стоит ожидать и роста преступности. Техники Хакко-рю и медицина Кохо шиацу помогают излечить даже душевнобольных, такие случаи известны. Однако, не смотря на это, душевнобольных до сих просто накачивают успокоительными в больницах. Полагаем, многие известные люди практиковали Хакко-рю? Да, это так. Одним из них был Со Досин (Мичиоми Накано, 中野道臣, Nakano Michiomi). Мой отец обучал его, но только первой и второй техникам. Он жаловался на сильные болезненные ощущения, так что остальные техники он изучал только заочно. Позднее он объединил нашу технику с Нихон Кэнпо и создал, таким образом, Сёриндзи Кэнпо (Shorinji Kenpo, 少林寺拳法). Многие его ученики часто приходили обучаться и к нам. 7 дан в Сёриндзи Кэнпо означает, что человек готов к получению уровня шихан в нашей школе. Многие ученики, ранее практиковавшие силовые техники, в частности Сёриндзи Кэнпо, вынуждены много работать, чтобы понять необходимость быть расслабленным и научиться этому. Зачастую люди безо всякого опыта прогрессируют гораздо быстрее тех, кто ранее занимался джиу-джицу или, скажем, карате. Таким людям не хватает гибкости, и если при проведении техники воздействовать, например, на запястье немного сильнее, то они потом, порой, в течение месяца не могут сделать элементарный захват. Учитель рассказывал что-либо о боевых искусствах, которые он изучал? Кроме обучения у Сокаку Такеда? Не так много. Создавая Хакко-рю он столкнулся со всевозможными трудностями. Искусства, которые он изучал, были скорее силовыми. Он осознал, что такие техники со временем начнут накладывать ограничения, поскольку при столкновении сил практикующих, применение техники друг на друге становится невозможным. Поэтому он создал собственное искусство. Нам часто звонят люди, практикующие Дайто-рю, и говорят, что хотели бы изучать Хакко-рю, поскольку они не понимают Дайто-рю, полагая, что идея применения исключительно силы ограничивает их. Особенно сильный отклик мы получили после того, как в ежемесячном журнале Карате-до была опубликована статья о нашей школе. Глядя на фотографии с вашего семинара, мы видим техники очень похожие на Дайто-рю. Известно, что Учитель Окуяма вложил свое наполнение в эти техники, расскажите об этом. В чем разница между Хакко-рю и старыми техниками дзю-дзюцу? Старые техники дзю-дзюцу практически все силовые. Это видно на различных записях. Причина, по которой мы не делаем видеозаписей наших техник - это что наше искусство невозможно изучать с помощью наблюдений. Учитель говорил, что зрители не должны допускаться на наши тренировки. Он говорил, что нет необходимости изучать искусство, если техника может быть постигнута путем наблюдения. Наши техники - это то, что вы можете понять, только когда вам непосредственно объясняет учитель. [frame src="http://mumonkan.ru/wp-content/uploads/2015/04/okuyama_001_1990.jpg" ligntbox="off"] В Дайто-рю и айкидо есть понятие айки. Высшая степень владения техникой заключается в том, чтобы не зависеть от силы, а завладеть энергией атакующего. В Хакко-рю есть аналог? Да, эта техника называется хаккодори, это одна из базовых техник. С помощью этой техники я могу понять, зачем тот или иной человек пришел учиться к нам, какую цель он преследует. Для меня это становится ясным, как только он делает захват, мне даже спрашивать ничего не нужно. При обучении айкидо часто говорят: все техники должны производиться на выдохе, и это всё правильно. Однако, это правильно, лишь тогда, когда человек может делать это естественным образом. Многие люди, особенно иностранцы, практически не умеют делать что бы то ни было в естественной манере. Например, при выполнении техники, даже выдох у них получается слишком ярковыраженным, натужным, и, следовательно, не естественным. Я вынужден говорить им, что нет необходимости дышать так сильно, что им стоит дышать так, как они привыкли делать это в обыденной жизни. Можете объяснить теоретическую базу Хакко-рю? С точки зрения техники многие моменты похожи на айкидо и Дайто-рю. Однако в айкидо все техники выполняются по кругу, а в Хакко-рю - как бы по объемной сфере. В Хакко-рю вы должны прекрасно владеть техникой страховки (укеми). Мои ученики спокойно проводят броски под прямым углом на людях, имеющих 4-5 дан в дзюдо. Но если технику выполняет мастер уровня шихан, дзюдоисты в принципе не могут сделать укеми, так что сами по себе наши техники довольно опасны. Объясните, пожалуйста, вашу систему уровней? Первыми идут техники на уровень шодан, затем 2, 3, 4 даны. Основные техники для 4 дана - это то, чем мы занимаемся в нашем додзё по вечерам. Затем идет 5 дан, который включает уже техники шихан. Затем следуют техники кайден, которые эквивалентны 6 дану. Затем есть еще другой уровень, который выше этого и называется сандайкичу. В действительности это наилучшая серия техник, но обычно ученики получают 6 дан и не достигают более высоких уровней. Те, кто достиг уровня шихан носили пурпурный пояс. Я слышал, что пурпурный пояс в США означает, что человек сдал на кю. В Японии пурпурный считается самым благородным цветом. Самые высокие чины буддийского духовенства носят пурпурные одежды. А священник в черном - самый низший уровень. Красный - это следующий уровень после черного. В нашем додзё ученики носят сначала белый пояс, затем, получившие 3 или 4 дан - черный, затем, если они достигают уровня шихан - пурпурный. Я считаю, что не стоит пренебрегать правильным пониманием цветовых обозначений. На вечерних тренировках у вас проходит так сказать общая практика. Среди ваших учеников кто-то углубляется в изучение и сосредотачивается на изучении медицинских аспектов техники? Да, конечно. Курс начинается 8 числа каждого месяца и продолжается неделю. Днем у нас семинар по шиацу, а вечером мы изучаем технику. Для приезжих, тех, кто хочет получить уровень шихан, мы проводим специальные семинары три раза в день. Обычные ученики на эти семинары не допускаются. А в медицине Кохо тоже есть уровни? В большинстве случаев уровень в шиацу определяется уровнем техники ученика. Методы шиацу различаются в зависимости от того, достиг ли человек некоторого уровня в изучении общей техники, в технике шихан, или кайден. Другими словами, боевые искусства и шиацу неотделимы, поскольку совершенствуя свою технику, вы совершенствуете уровень в шиацу, и наоборот. Один человек, который практиковал только шиацу, заболел серьезным легочным заболеванием и вскоре умер. Раньше люди очень активно использовали большой палец, играя в пинбол, и это приводило к тому, что многие профессиональные игроки умирали от туберкулеза. Нельзя использовать большой палец слишком много, то же касается и указательного. Этот палец связан с шейными железами, которые в свою очередь связаны с кишечником. Палец, который вы должны использовать больше других - это мизинец. Он связан с сердцем, его использование стимулирует работу внутренних органов. В нашей школе мы учимся использовать три пальца - это средний, безымянный, мизинец. Нужно использовать именно эти пальцы, даже для того, чтобы держать чашку; мы учимся уделять внимание и таким, казалось бы, незначительным деталям. Получается, что суть вашей школы - укреплять общее состояние организма, занимаясь боевыми искусствами. Это так. Поэтому часто бывает, что в результате занятий нашими техниками, нормализуется кровяное давление или расправляется зажатый плечевой пояс. Это все естественно. Продолжение следует...Мастер-класс по Хакко Дэншин рю Дзю Дзюцу 2014
[column col="1/1"]Заключительные выходные ноября 2014 года были отмечены очень важным событием – ежегодным, уже девятым по счёту, мастер-классом по Хакко Дэншин рю дзю-дзюцу, под началом сокэ Антонио Гарсиа. Прошлогодний мастер-класс носил международный характер, и был, по-сути, юданша-курсом, или даже мини-тайкаем. В этом же году все мероприятие прошло в уютной домашней обстановке.[/column] [column col="1/2"][frame src="http://mumonkan.ru/wp-content/uploads/2014/12/moscow_mmnkn_hdrjj_2014-01.jpg" width="250"][/column] [column col="1/2"][frame src="http://mumonkan.ru/wp-content/uploads/2014/12/moscow_mmnkn_hdrjj_2014-14.jpg" width="250"][/column] [column col="1/1"]Программу мастер-класса сокэ Гарсиа посвятил, в частности, таким важным аспектам практики (в принципе любого вида боевого искусства), как осознанное перемещение в пространстве, а также оценка последствий своих действий, наполнение их осмысленностью. [frame src="http://mumonkan.ru/wp-content/uploads/2014/12/moscow_mmnkn_hdrjj_2014-02.jpg" width="800"] В целях наработки точности, мощности и достаточности движений, в первый день занятий участникам пришлось очень много подвигаться, причем не в паре с партнером, а наедине с самим собой. Конечно, такой подход для некоторых учеников оказался непривычным, и, возможно, не понятным. Однако для учеников, практикующих работу с мечем не составило труда провести параллель с практикой иай-дзюцу. Первый день завершился традиционным рандори. [frame src="http://mumonkan.ru/wp-content/uploads/2014/12/moscow_mmnkn_hdrjj_2014-04.jpg" width="800"] Во второй день мастер-класса к нам присоединился шихан Валерий Евтушенко, который к нашему великому удовольствию нашел время приехать хотя бы на один день. Практика в паре с шиханом — отличная возможность взглянуть на выполнение техники с иной точки зрения. [frame src="http://mumonkan.ru/wp-content/uploads/2014/12/moscow_mmnkn_hdrjj_2014-05.jpg" width="800"] [frame src="http://mumonkan.ru/wp-content/uploads/2014/12/moscow_mmnkn_hdrjj_2014-07.jpg" width="800"] Участники распределились на две группы: старших и младших. Младшие ученики занялись отработкой техник уровня шодан, а старшие сосредоточились на оттачивании техник разделов сандан и ендан. [frame src="http://mumonkan.ru/wp-content/uploads/2014/12/moscow_mmnkn_hdrjj_2014-03.jpg" width="800"] Тем не менее у всех участников была равная возможность задать вопросы о выполнении той или иной техники, и получить ответы и наставления непосредственно от сокэ Гарсии. [frame src="http://mumonkan.ru/wp-content/uploads/2014/12/moscow_mmnkn_hdrjj_2014-06.jpg" width="800"] Третий день стартовал с повторения пройденного материала, изученного за два предыдущих дня. Затем участники переключились на техники работы с дзё. Перед учениками ставилась задача применить принципы, разобранные ранее, на выполнение техник с коротким шестом. [/column] [column col="1/2"][frame src="http://mumonkan.ru/wp-content/uploads/2014/12/moscow_mmnkn_hdrjj_2014-11.jpg" width="250"][/column] [column col="1/2"][frame src="http://mumonkan.ru/wp-content/uploads/2014/12/moscow_mmnkn_hdrjj_2014-012.jpg" width="250"][/column] [column col="1/1"] В заключение мастеркласса состоялась аттестация нашего ученика — Петра Можаева на первый дан. [frame src="http://mumonkan.ru/wp-content/uploads/2014/12/moscow_mmnkn_hdrjj_2014-08.jpg" width="800"] Он продемонстрировал исполнение техник раздела шодан в сувари-вадза (сидя), хантачи-вадза (полусидя) и тачи-вадза (стоя). Также ему было предложено выбрать для демонстрации пять техник с тамбо. Однако, аттестация на этом не завершилась, Петру предстояло провести два раунда рандори с двумя нападающими поочередно.
В первом раунде нужно было продемонстрировать техники, связанные с запиранием суставов, а во втором раунде — с таймингом и применением принципа нагэ (опрокидывания). Честно признаться, под конец второго раунда зрители даже стали переживать за старших учеников, ассистировавших ему. В заключении аттестации Петру было предложено продемонстрировать пять хэнка-вадза (применений) техник уровня шодан, с чем он замечательно справился и по праву заслужил черный пояс. [frame src="http://mumonkan.ru/wp-content/uploads/2014/12/moscow_mmnkn_hdrjj_2014-09.jpg" width="800"] Таким образом он стал самым молодым обладателем первого дана по Хакко Дэншин рю Дзю Дзюцу на территории Российской Федерации. Мы поздравляем его, и обращаем внимание, что это только начало пути. [frame src="http://mumonkan.ru/wp-content/uploads/2014/12/moscow_mmnkn_hdrjj_2014-10.jpg" width="800"] Больше фотографий с мастер-класса по Хакко Дэншин рю Дзю Дзюцу смотрите на нашей странице в facebook. [/column]
Воспоминания о Хомбу. Дэнис Паломбо. Часть 2
[column col="1/1"] Мы публикуем продолжение переводного материала, размещенного на сайте Hakkoryu Martial Art Federation - воспоминания Дэнниса Паломбо о том, как проходили тренировки в Хомбу додзё школы Хакко рю дзю-дзюцу.Воспоминания о Хомбу
Во время дневной тренировки, практикуя техники уровня шодан с нанесением атеми, я увидел столько звезд, что, казалось, будто тренировка проходит среди млечного пути. Во время тренировок со своим учителем и другими учениками, мы при выполнении техники, контролировали давление и точки приложения силы, и сразу же останавливались, как только партнер хлопал по татами, показывая тем самым, что он испытывает боль. Однако в Хомбу было заведено несколько иначе: на мои хлопки не следовало никакой реакции, несмотря на то, что я испытывал мучительную боль. Считалось, что если ты можешь похлопать по татами, значит техника не выполнена до конца, а хлопки воспринимались не более как приветствие. Если не было слышно хлопков, ожидали услышать «итай, итай» (больно).[/column] [column col="1/2"] Нужно ли говорить, что эта фраза стала моей второй натурой за время пребывания в Хомбу? Конечно, следует отметить, что несмотря на жесткость исполнения техник, в них никогда не вкладывалось ни злобы, ни издевательства. Просто говорилось, что «техника должна выполняться именно так, и так ты должен ее ощущать на себе, если ты не веришь, то мы тебе сейчас продемонстрируем». В постоянном смирении с болью я твердил себе, что это неоценимый опыт обучения и тренировок. Я был самым габаритным учеником, но несмотря на это я никогда не чувствовал себя таким беспомощным в течение первой недели тренировок. Во время вечерних тренировок у нас была возможность обучать новичков. Хотя мой разговорный японский откровенно хромал, терминологии Хакко-рю и основных фраз вежливости мне вполне хватало для общения с учениками и объяснения принципов работы техник.[/column] [column col="1/2"][frame src="http://mumonkan.ru/wp-content/uploads/2014/10/dgp_1.png" lightbox="on" ]Воспоминания о Хомбу. Дэнис Паломбо. Часть 1
[column col="1/2"]
Воспоминания о Хомбу
После долгих месяцев ежедневных тренировок с моим учителем Хидэо Абукавой, глава школы (сокэ) Рюхо Окуяма пригласил меня пройти обучение в Хомбу додзё в качестве ученика внутреннего круга (ути дэси) и, возможно, последующей аттестации на уровень сихан. Холодным октябрьским утром 1963 года я вместе со своим учителем впервые посетил Хомбу Хакко-рю Рэнкоку Сиханкай. Хотя я и привел себя в форму перед тренировками в Хомбу додзё (как я думал), первое же утро, которое я встретил вместе с еще двумя учениками-кандидатами, повергло меня в шок. Эти двое, оба японца, как ни в чем не бывало, буквально выпрыгнули из теплых спальных мешков, и сразу же раскрыли входные двери, чтобы «впустить свежий воздух». На улице было около нуля градусов, и я содрогнулся от пронизывающего холода. Оказалось, что для японцев это обычная практика. Для американца же подобное было приемлемо разве что летом. Содрогаясь от холода, я поднялся и не поверил своим глазам: эти двое во всю орудовали влажными полотенцами, протирая каждую половую доску, татами, перила, створки окон и стены в комнате. Пока до меня дошло чем они заняты — работа была закончена. Я еще силился подняться, а они уже поставили подогревать котелок с водой на маленькую угольную печь. К тому времени, как я поднялся, вода закипела. Я собрал свои спальные принадлежности и повесил их на перила. Усевшись вокруг маленькой печки (хибачи), они пригласили меня на утренний чай. Не смотря на то, что время было около семи утра, они выглядели так, как будто бодрствуют как минимум пару часов. Раздвижные двери в комнату были все еще открыты и холодный воздух активно наполнял помещение, однако, это доставляло дискомфорт, видимо, только мне. Накануне, прибыв в Хомбу додзё поздно вечером, у меня не было возможности познакомиться с кандидатами — они уже спали. Как только мой учитель представил нас друг другу, я сразу же почувствовал себя как дома. Их веселила перспектива вот так вот провести время вместе. Один из них был из Токио, другой из Саппоро. Снизу раздался тихий звонок, таким способом жена сокэ Окуямы подала знак, что завтрак готов. Под дружный возглас «табимасё» (давайте поедим) все подскочили и направились к столу. Во время тренировок в Хомбу завтрак и ужин полагался всем без исключения. Однако если вам хотелось устроить себе ланч, то это уже была исключительно ваша забота. Когда мы расселись за столом, жена соке аккуратно принесла большую чашку горячего риса и большую чашу кипятка для вездесущего здесь зеленого чая, который был, в прочем, более темного цвета и обладал более мягким вкусом, и, надо сказать, был очень кстати, поскольку я сильно замерз. Отмечу, что в Японии, в частности в Хомбу додзё, помещения отапливались при помощи переносной угольной печкой (хибачи), или плиткой, работающей на керосине, тепла которой едва хватало для одного человека. Наличие центральной вентиляции и отопления скорее было исключением из правил.[/column] [column col="1/2"][frame src="http://mumonkan.ru/wp-content/uploads/2014/09/dgp_shodai_2.png" lightbox="on" ]Миф о Тибури
Перевод статьи Ричарда Стонелла (Richard Stonell) The Myth of Chiburi (Миф о Тибури), опубликованной 5 сентября 2011 года на Kenshi247.net
Во многих школах иайдо тибури является обязательной частью ката. Тибури записывается иероглифами 血振 и в переводе с японского означает «стряхивание крови». В голове рождается образ стряхивания крови с клинка ловким движением руки, перед тем как вложить меч обратно в ножны. Возможно, во многом благодаря преобладанию школ Мусо Синдэн рю и Мусо Дзикидэн Эйсин рю, тибури нередко считают общепринятым элементом иай. Тем не менее, некоторые рюха в своей практике тибури не используют.
Устоялось мнение (во многом благодаря Интернету), что таким образом стряхнуть кровь с клинка невозможно в принципе. Допустим, что это действительно так, тогда для чего нужно тибури и действительно ли оно бесполезно? Почему некоторые школы все-таки используют его в своей практике? Действительно ли это движение задумано для стряхивания крови?
Генеалогия и история Мусо Дзикидэн Эйсин рю. Часть 2
История и линия преемственности MJER вне ZNKR (до 1927 года)
Хокияма ха Мусо Дзикиден Эйсин рю иайдо (Иай Хэйхо) - Сэйтокай и ZNIR (Дзэн Ниппон Иайдо Рэнмэй)
Генеалогия и история Мусо Дзикидэн Эйсин рю. Часть 1
Мусо Дзикидэн Эйсин Рю (Musō Jikiden Eishin ryu,
無双直伝英信流 или 無雙直傳英信流)(1550–1927)
Что такое иайдо?
Иайдо (居合道) — это искусство мгновенного извлечения меча с одновременным нанесением удара и фехтования им. Иайдо является одним из традиционных японских боевых искусств, о котором существует, пожалуй, больше всего недопонимания. Одни видят в нем архаичную и довольно непонятную систему фехтования, другие — чуть ли не ходячую медитацию. И те, и другие и правы, и не правы одновременно.
Исторически роль предшественника иайдо, иайдзюцу, в обучении самурая сводилась к двум основным идеям: во-первых, дать ему возможность заниматься с настоящим мечом (синкэн) без опаски нанести непоправимые увечья своему партнеру или, хуже того, учителю, и во-вторых, привить ему навыки действий в тех ситуациях, когда необходимо неожиданно атаковать или защищаться, не имея возможности заранее извлечь меч из ножен. Таким образом, иайдзюцу было вспомогательной дисциплиной по отношению к кэндзюцу — собственно искусству фехтования на мечах.
Интервью Сокэ Антонио Гарсиа. Часть 3



























Интервью Сокэ Антонио Гарсиа. Часть 2

















Интервью Сокэ Антонио Гарсиа. Часть 1
[caption id="attachment_1050" align="alignright" width="300" caption="Сокэ школы Хакко Дэншин рю Дзю-дзюцу А. Гарсиа"]

История Оно ха Итто рю. Часть 3.
Главенство школы в семье Оно оставалось вплоть до четвертого сокэ — Оно Дзираэмона Тадакадзу, обучавшего Цугару Этико-но-ками Нобумаса (津軽 信政 – Tsugaru Nobumasa, 28.08.1646 – 08.12.1710 ) главу клана Цугару, который позже основал одноименнуюИстория Оно ха Итто рю. Часть 2.
К Ито Иттосаю присоединялось множество учеников. Однако, ни в ком он не видел достойного передачи секретов школы Итто рю, кроме, пожалуй, двух. Одним из них был грубый и жестокий парень по имени Дзэнки. Его знакомство с Иттосаем произошло на переправе, где Дзэнки работал лодочником. Дзэнки бросил вызов Иттосаю, но был жестоко избит, и, как это часто бывало в те времена, будучи побеждённым начал следовать за учителем, чтобы узнать секреты мастерства.История Оно ха Итто рю. Часть 1.
Оно ха Итто рю (小野派一刀流) является школой фехтования на мечах — кэндзюцу (剣術), основанной«Школа восьми лучей»: история Хакко-рю дзюдзюцу. Часть 2
Это продолжение статьи (Часть 1) Олега Артеменко «ШКОЛА ВОСЬМИ ЛУЧЕЙ»: ИСТОРИЯ ХАККО-РЮ ДЗЮДЗЮЦУБоевое искусство для «обычного человека»
Знаменательным днем для Окуямы стало 1 июня 1941 г., когда в синтоистском храме Мотодзи Мэй-гу токийского округа Сиба он на специальной церемонии официально провозгласил о создании школы Хакко-рю дзюдзюцу. В тот же день Окуяма, облаченный в одежды синтоистского священника, официально принял «боевое имя» Рюхо - «Хребет дракона». С этого момента 1 июня 1941 г. считается днем основания Хакко-рю.«Школа восьми лучей»: история Хакко-рю дзюдзюцу. Часть 1
Олег Артеменко «ШКОЛА ВОСЬМИ ЛУЧЕЙ»: ИСТОРИЯ ХАККО-РЮ ДЗЮДЗЮЦУ [caption id="attachment_513" align="alignleft" width="741"]
Философия Хакко Дэншин рю
Нет вызова, нет противодействия, нет травм...Мы добавили раздел, посвященный философии Хакко Дэншин рю. В статье раскрывается основная мысль философии Хакко Дэншин рю и описаны три основополагающих принципа читать далее