Иайдо (居合道) — это искусство мгновенного извлечения меча с одновременным нанесением удара и фехтования им. Иайдо является одним из традиционных японских боевых искусств, о котором существует, пожалуй, больше всего недопонимания. Одни видят в нем архаичную и довольно непонятную систему фехтования, другие — чуть ли не ходячую медитацию. И те, и другие и правы, и не правы одновременно.
Исторически роль предшественника иайдо, иайдзюцу, в обучении самурая сводилась к двум основным идеям: во-первых, дать ему возможность заниматься с настоящим мечом (синкэн) без опаски нанести непоправимые увечья своему партнеру или, хуже того, учителю, и во-вторых, привить ему навыки действий в тех ситуациях, когда необходимо неожиданно атаковать или защищаться, не имея возможности заранее извлечь меч из ножен. Таким образом, иайдзюцу было вспомогательной дисциплиной по отношению к кэндзюцу — собственно искусству фехтования на мечах.
Минамото но Сигэнобу,
1542–1621
Однако в современных условиях владение мечом потеряло своё прикладное значение и стало уделом сравнительно небольшой армии поклонников этого архаичного времяпрепровождения. Среди них есть те, кто делает упор на изучение практичных способов эффективного извлечения меча из ножен (они обычно предпочитают называть то, чем занимаются, иайдзюцу (居合術) или батто дзюцу (抜刀術)), другие же предпочитают видеть в нем путь к самосовершенствованию через изучение возможностей своего тела, и меч для них играет лишь роль инструмента на этом пути. Иайдо само по себе предоставляет возможность и для того, и для другого, и каждый занимающийся может сам решить, что является для него самым важным.
Идеографический анализ не помогает для понимания слова «иайдо» (居合道). Помимо иероглифа 道 — «до» («путь») в него входят 居 — «иру» («быть») и 合 — «ай» («соединять», часто также переводится как «гармония»), что вместе, вроде бы, дает «путь обретения (или нахождения в) гармонии». Но на самом деле, согласно одному из мастеров иайдо, Ямамото Харусукэ, два первых иероглифа взяты из выражения «цунэ-ни итэ кю-ни авасу» («итэ» — форма глагола «иру», а «авасу»— глагол, образованный от «ай»), что можно перевести как «где бы ты ни был, должен всегда [быть готов] мгновенно реагировать».
После Второй мировой войны была создана Всеяпонская федерация кэндо, и ее руководство решило, что ее членам имеет смысл изучать технику и механику владения настоящим мечом, а не только безопасной (а потому легкой и маневренной) имитацией, используемой в полноконтактном кэндо. Однако выбрать для этого один стиль или установить стандарты, общие для всех индивидуальных стилей, оказалось невозможным, и было принято решение создать специальный набор техник, отвечающий всем поставленным задачам. Для работы над ним были приглашены выдающиеся мастера своего времени, в первую очередь из Мусо Синдэн рю и Мусо Дзикидэн Эйсин рю, многие из которых были учениками Оэ и Накаяма. Созданный ими набор, известный как Дзэн Нихон кэндо рэнмэй иайдо (иайдо Всеяпонской федерации кэндо), или, неофициально, как сэйтэй иайдо (стандартное иайдо), был впервые представлен в 1969-ом году и скоро стал самым распространенным стилем. Дважды происходили большие изменения в 1977-ом и 2001-ом годах и множество мелких вносится чуть ли не каждый год.