Техники Мусо Дзикидэн Эйсин Рю

Одиночные вадза

Техники — вадза в Мусо Дзикидэн Эйсин рю ( 無双直伝英信流) разбиты на наборы, основанные на уровне подготовки и характеризуемые основной начальной позицией вадза. Большая часть обучения сфокусирована на одиночных вадза.

Сёдэн, (Омори рю, Сэйдза но бу)

Техника перемещений с атакой или защитой в положении сидя на коленях, сэйдза.
Упражнения:

    1. 1. 前 Маэ (Выпад вперед, Mae)
    1. 2. 右 Миги (Выпад вправо, Migi)
    1. 3. 左 Хидари (Выпад влево, Hidari)
    1. 4. 後 Усиро (Выпад назад, Ushiro)
    1. 5. 八重垣 Яэгаки (Восьмиходовая комбинация, Yaegaki)
    1. 6. 受流 Укэнагаси (Парирование, Ukenagashi)
    1. 7. 介錯 Кайсяку (Помощь при сэппуку, Kaishaku)
    1. 8. 附込 Цукэкоми (Преследование, Tsukekomi)
    1. 9. 月影 Цукикагэ (Лунный свет, Tsukikage)
    1. 10. 追風 Оикадзэ (Попутный ветер, Oikaze)
    1. 11. 抜打 Нукиучи (Неожиданное извлечение, Nukiuchi)

Чудэн (Эйсин рю, Татэхидза но бу)
Эти ката начинаются из татэхидза, позиции полусидя с одним поднятым коленом.
Эти формы входят в число самых трудных в Эйсин рю иайдо:

    1. 1. 横雲 Ёкогумо (Гряда облаков, Yokogumo)
    1. 2. 虎一足 Тора иссоку (Поступь тигра, Toraisoku)
    1. 3. 稲妻 Инадзума (Молния, Inazuma)
    1. 4. 浮雲 Укигумо (Плывущее облако, Ukigumo)
    1. 5. 颪 Oроси (Горный ветер, Oroshi)
    1. 6. 岩波 Иванами (Сокрушающая волна, Iwanami)
    1. 7. 鱗返 Урокогаэси (Соскабливание чешуи, Urokogaeshi)
    1. 8. 波返 Намигаэси (Отраженная волна, Namigaeshi)
    1. 9. 瀧落 Taкиотоси (Водопад, Takiotoshi)
    1. 10. 真向 Maкко (Прямой удар в лицо, Makko)

Окудэн ивадза (древние, или секретные формы сидя)
Продвинутые формы иайдо, основанные на искусстве Хаясидзаки Дзинсукэ (林崎甚助重信).
Начинаются из позиции татэхидза:

    1. 1. 霞 Kaсуми (Дымка, Kasumi)
    1. 2. 脛囲 Сунэгакои (Нога в западне, Sunegakoi)
    1. 3. 戸詰 Toцзумэ (Зажат в проходе, Tozume)
    1. 4. 戸脇 Toваки (У двери, Towaki)
    1. 5. 四方切 Сихогири (Атака в четырех направлениях, Shihogiri)
    1. 6. 棚下 Taнасита (Под полкой, Tanashita)
    1. 7. 両詰 Рёцзумэ (В узком коридоре, Ryozume)
    1. 8. 虎走 Toрабасири (Охота на тигра, Torabashiri)

 

Окудэн тачивадза (древние или секретные формы стоя)
Вторая часть продвинутых форм иайдо, основанных на искусстве Хаясидзаки Дзинсукэ.
Начинаются из позиции стоя:

    1. 1. 行連 Юкицзурэ (Сопровождение, Yukizure)
    1. 2. 連達 Цурэдачи (Попутчики, Tsuredachi)
    1. 3. 惣捲 Со макури (Полная разборка, So Makuri)
    1. 4. 惣留 Со домэ (Остановка всех ударов, So Dome)
    1. 5. 信夫 Синобу (Преданный вассал, Shinobu)
    1. 6. 行違 Юкичигай (Неверный путь, Yukichigai)
    1. 7. 袖摺返 Содэ Суригаэси (Удар рукавом, Sodezuri Gaeshi)
    1. 8. 門入 Монъири (У входа, Mon’iri)
    1. 9. 壁添 Кабэдцзоэ (Узкий коридор, Kabezoe)
    1. 10. 受流 Укэнагаси (Парирование, Ukenagashi)
    1. 11. 暇乞其の一 Итомагои соно Ичи (Первый прощальный визит, Itomagoi Sono Ichi)
    1. 12. 暇乞其の二 Итомагои соно Ни (Второй прощальный визит, Itomagoi Sono Ni)
    1. 13. 暇乞其の三 Итомагои соно Сан (Третий прощальный визит, Itomagoi Sono San)

Бангай но бу (番外, «экстра») дополнительные тати вадза.
Эти техники не из корю, так как они были созданы Ое Масамичи (大江正路), вмести с упражнением Хаянуки. Бангай но бу (番外之部) состоит из следующих вадза, исполняемых из позиции стоя:

    1. 1. 速波 Хаянами (Быстрая волна, Hayanami)
    1. 2. 雷電 Райдэн (Гром и молния, Raiden)
    1. 3. 迅雷 Дзинрай (Удар грома, Jinrai)
    1. 4. Сихогири (Атака четырех противников (сокрушение демонов), Shihogiri;
    1. 5. Акума Бараи (Akuma Barai) разработана позже Ямамото Харусукэ сэнсэем

 

Парные вадза (Кумитачи)

Парным вадза Мусо Дзикидэн Эйсин рю (кумитачи, 組太刀) чаще всего учат продвинутых учеников после нескольких лет обучения. Некоторые из этих наборов редко можно увидеть за пределами Японии. В этих парных техниках часто встречаются захваты, удары и обезоруживания. Некоторые вадза начинаются с обнаженным мечом, некоторые — с мечом в ножнах и включают в себя техники нукэцукэ (извлечения). В некоторых техниках используются одновременно длинный (одати) и короткий (кодати) мечи. Обычно эти формы практикуют, используя бокуто, однако, на высоком уровне они также выполняются и с мечами кэндоё.

Тати Ути но Курай (太刀打之位) первый набор кумитачи вадза в Эйсин рю. Оба практикующих используют длинный меч. Техники выполняются в позиции стоя. Существуют две версии этого набора: оригинальный набор из 10 техник (Тати Ути но Курай) и исправленный набор из 7 вадза свормированный Оэ Масамити (также известный как Тати Ути но Ката). Эти два набора содержат сходные техники.

Тати Ути но Курай (Корю)

  1. 出合 Дэай
    1. 2. 附込 Цукэкоми
    1. 3. 請流 Укэнагаси
    1. 4. 請込 Укэкоми
    1. 5. 月影 Цукикагэ
    1. 6. 水月刀 Суигэцуто
    1. 7. 絶妙剣 Дзецумёкэн
    1. 8. 独妙剣 Докумёкэн
    1. 9. 心明剣 Синмёкэн
    1. 10. 打込 Утикоми

Тати Ути но Курай (Ката разработанные Оэ Масамити)
Эта версия содержит семь техник:

    1. 1. 出合 Дэай
    1. 2. 拳取 Кобуситори
    1. 3. 絶妙剣 Дзёцумёкэн
    1. 4. 独妙剣 Докумёкэн
    1. 5. 鍔留 Цубадомэ
    1. 6. 請流 Укэнагаси
    1. 7. 真方 Маппо

 

Цумэ Ай но Курай (詰合之位)
Второй набор кумитати вадза в Эйсин рю. Оба практикующих используют длинный меч. Техникиисполнябт из позиции татэхидза и позиции стоя:

    1. 1. 発早 Хассо
    1. 2. 拳取 Кобуситори
    1. 3. 波返 Намигаэси
    1. 4. 八重垣 Яэгаки
    1. 5. 鱗返 Урокогаэси
    1. 6. 位弛 Кураи юруми
    1. 7. 燕返 Цубамэ гаэси
    1. 8. 眼関落 Гансэки отоси
    1. 9. 水月刀 Суигэцуто
    1. 10. 霞剣 Касуми кэн

Следующие наборы кумитачи изучаются очень редко и часто предполагают, что их больше не практикуют.

Дайсё Цзумэ (大小詰)

Третий набор кумитати. Используются длинный и короткий мечи (дайсё). Техникиначинаются из позиции татэхидза:

    1. 1. 抱詰 Дайкицзумэ
    1. 2. 骨防 Коппо
    1. 3. 柄留 Цукадомэ
    1. 4. 小手留 Котэдомэ
    1. 5. 胸捕 Мунатори
    1. 6. 右伏 Мигифусэ
    1. 7. 左伏 Хидарифусэ
    1. 8. 山形詰 Ямагатацзумэ

 

Дайсё Тати Цзумэ (大小立詰)
Четвёртый набор кумитати. Используются длинный и короткий мечи (дайсё). Техники начинаются из позиции стоя.

    1. 1. 〆捕 Синмэтори
    1. 2. 袖摺返 Содэ Суригаэси
    1. 3. 鍔打返 Цуба Утигаэси
    1. 4. 骨防返 Коппогаэси
    1. 5. 蜻蛉返 Тонбогаэси
    1. 6. 乱曲 Ранкёку
    1. 7. 移り Уцури

Дайкэндори (大検取)
Пятый набор кумитати, содержит десять техник. Первый четыре вадза — кодати (ситати) против одати (утитати), а следующие шесть — одати против одати. Эти техники изучаются крайне редко.

    1. 1. 無剣 Мукэн
    1. 2. 水石 Суисэки
    1. 3. 外石 Гайсэки
    1. 4. 鉄石 Тэссэки
    1. 5. 榮眼 Эйган
    1. 6. 榮月 Эйгэцу
    1. 7. 山風 Ямакадзэ
    1. 8. 橇橋 Сорихаси
    1. 9. 雷電 Райдэн
    1. 10. 水月 Суигэцу.

Техники, которые добавил Коно Хякурэн (河野百錬)

Коно Хякурэн, 20-й сокэ Мусо Дзикидэн Эйсин рю, добавил два дополнительных набора вадза, называемых Дай Ниппон Батто Хо (大日本抜刀法), основанные на техниках всей системы, но начинающиеся из положения стоя. Их цель была научить кадетов Императорской Морской Академии техникам меча. Поскольку эти вадза были добавлены в 20-м веке, они не считаются принадлежащим к корю. Ветви Эйсин рю, не имеющие связи с Коно Хякурэном в основном не практикуют эти техники, Вследствие этого данные вадза были включены только в некоторые линии передачи.

Дай Ниппон Батто Хо, Кихон

    1. 1. 順刀其の一 Дзюнто соно Ичи (Первая последовательность движений с мечом, Junto Sono Ichi)
    1. 2. 順刀其の二 Дзюнто соно Ни (Вторая последовательность движений с мечом, Junto Sono Ni)
    1. 3. 追撃刀 Цуигэкито (Преследующий меч, Tsuigekito)
    1. 4. 斜刀 Сятто (Наклонный меч , Shato)
    1. 5. 四方刀其の一 Сихото соно Ичи (Первая атака в четырех направлениях, Shihoto Sono Ichi)
    1. 6. 四方刀其の二 Сихото соно Ни (Вторая атака в четырех направлениях, Shihoto Sono Ni)
    1. 7. 斬突刀 Цзантоцуто (Обезглавливание, Zantotsuto)

 

Дай Ниппон Батто Хо, Оку
Эти вадза начинаются используя перемещения, как в Оку Иай

    1. 1. 前敵逆刀 Цзэнтэки гякуто (Удар вперед перевернутым мечом, Zenteki Gyaku To)
    1. 2. 多敵刀 Татэкито (Многосторонний удар, Tateki To)
    1. 3. 後敵逆刀 Котэки гякуто (Удар назад перевернутым мечом, Koteki Gyaku To)
    1. 4. 後敵抜打 Котэки нукиучи (Быстрое извлечение назад, Koteki Nukiuchi)

 

Базовые приемы (Toho No Bu)
Набор приемов Тохо Но Бу создан 7 октября 1956. Главы различных школ вошедших в ВФИ собрались вместе и после тщательного обдумывания приняли пять фундаментальных ката использования меча.

    1. 1. 前切 Маэгири (Мусо Дзикиден Эйсин Рю)
    1. 2. 前後切 Дзэнгогири (Мугай Рю)
    1. 3. 切上 Кириагэ (Синдо Мунэн Рю)
    1. 4. 四切 Сихогири (Суйо Рю)
    1. 5. 切先返 Кисакигаеси (Хоки Рю)

Вспомогательные дисциплины

В своей книге Мусо Дзикидэн Эйсин рю Иай Хэйхо Чи но Маки, Масаока Касуми заявлял, что было две дополнительные дисциплины, которыми занимались вместе с Тоса Эйсин рю.

Итабаси рю бодзюцу
Техника работы с бо, или длинным посохом. Включала в себя 5 ката бо против бо и 8 ката бо против меча. Сохранились только остатки Итабаси рю.

Нацубара рю явара
Эта дисциплина была направлена на изучение техники захватов в различных ситуациях: стоя, сидя на коленях, сзади и т.п. Техники были разделены на 6 разделов, в общем числе 63 ката. До наших дней Нацубара рю предположительно не сохранилась.

Назывались и другие дисциплины, сфокусированные на таких техниках, как, например, торинава (связывание верёвкой) и дзёдзюцу (короткий шест), однако подтверждений этому не было найдено.

Стоит отметить одну важную особенность. Программа Мусо Дзикидэн Эйсин рю содержит 4 набора иай ката и 2 и более наборов кумитати ката (зависит от того, каким ответвлением вы занимаетесь). Если вы посмотрите на них более внимательно, то заметите, что они построены друг на друге. Иай ката начинаются с сувари вадза в сэйдза, что почти полностью изолирует верхнюю часть туловища, и ученик может отрабатывать контроль меча, прежде чем осваивать другие аспекты. Следующие два раздела переходят к вадза из позиции татэхидза, которые привносят большую подвижность нижней части тела, делая ката сложнее. Последний раздел ката исполняется стоя, с максимальным количеством движений телом и потенциалом для ошибок.

Разделы кумитати выполняются тем же способом. Первый работают на большой дистанции и с большим временем, следующие разделы на более короткой дистанции и за меньшее время. Первый набор кумитати, Тачи Ути но Кураи, является великолепным примером эффективности системы обучения, так как всё начинается с того, что тати и ути довольно неопытны. Тати учится побеждать ути в одной ситуации, но немного позже в следующем ката, учи уже будет уметь противодействовать этой технике и тати должен будет применять более продвинутый, искусный контроль и технику для победы над усовершенствованным учи. И так продолжается до конца всех разделов кумитати вадза. Таким образом, тати изучает более и более искусную технику и совершенствуется в принципах, и учится видеть потенциальные слабые места в различных аппликациях.

Система Корю действительно довольно эффективна, с её коллекцией ката, растущей очень медленно с течением веков. Секция кэндзютсу Мусо Дзикидэн Эйсин рю насчитывает всего около 30 ката после 500 лет существования. Это не сильно большая программа чтобы её запомнить, но содержит самые эффективные примеры для усвоения принципов, которые мастера-преподаватели смогли открыть на протяжении веков.

Использованы материалы:
Мусо Дзикидэн Эйсин Рю. Краткое описание рю. С. Г. Дроссоулакис
http://www.сэйдокан.рф
http://www.eishinkai.ru
http://misogi.su/