Мусо Дзикидэн Эйсин рю

Иайдо (居合道) — это искусство мгновенного извлечения меча с одновременным нанесением удара и фехтования им. Иайдо является одним из традиционных японских боевых искусств, о котором существует, пожалуй, больше всего недопонимания. Одни видят в нем архаичную и довольно непонятную систему фехтования, другие — чуть ли не ходячую медитацию. И те, и другие и правы, и не правы одновременно.

Исторически роль предшественника иайдо, иайдзюцу, в обучении самурая сводилась к двум основным идеям: во-первых, дать ему возможность заниматься с настоящим мечом (синкэн) без опаски нанести непоправимые увечья своему партнеру или, хуже того, учителю, и во-вторых, привить ему навыки действий в тех ситуациях, когда необходимо неожиданно атаковать или защищаться, не имея возможности заранее извлечь меч из ножен. Таким образом, иайдзюцу было вспомогательной дисциплиной по отношению к кэндзюцу — собственно искусству фехтования на мечах.

Технические особенности Мусо Дзикидэн Эйсин рю
Техническая система иайдо позволяет действовать в условиях ситуации, созданной нападающим. Однако, критерии для определения нападающего достаточно растяжимы, что основано на феномене кобо-ити, то есть принципиальной неразделимости нападения и защиты, проявляющихся одновременно в нужный момент, угадываемый мастером иайдо. В отличие от кэндзюцу, технику иайдо отрабатывают в основном в одиночных формальных упражнениях — тандоку рэнсю, обычно начинающихся из положения неготовности к поединку — сидя (имеется в виду положение сидя на коленях), наклонившись вперед или отклонившись назад.

Основу иайдо составляют техники извлечения меча, поэтому все ката (формы) начинаются с мечом в ножнах и представляют собой предустановленные последовательности действий в разных ситуациях. Первым движением почти всегда является извлечение меча, которое переходит либо в режущий удар одной рукой (нукицукэ), либо в парирование (укэнагаси), если это необходимо. За ним следует один или несколько (в зависимости от числа противников в заданной ситуации) режущих или колющих ударов, а завершается ката ритуальным «стряхиванием крови» с клинка (тибури, или тибуруй) и возвратом меча в ножны (ното). В некоторых формах встречаются и более специфические приемы, например, удар рукоятью или поддержка клинка рукой для эффективного укола на близком расстоянии.

На начальном уровне изучения иайдо скорость не является определяющим фактором, поэтому интерпретация ката редко включает ситуации, где важно быстро выхватить меч. Наоборот, всячески подчеркивается точность движений (особенно углов удара и точек остановки меча), а также понятие дзё-ха-кю, которое обозначает постепенное нарастание скорости каждого удара. Даже если ката выполняется на высокой скорости, такое ускорение должно сохраняться.

Процесс обучения иайдо практически полностью сводится к изучению ката. На начальном этапе обучение концентрируется на освоении базовых движений (кихон): нукицукэ, вертикальный удар (кириотоси, или кириороси), разные виды тибури и ното, а также их комбинации и исполнение в движении. Практически одновременно начинают изучать и первую ката Маэ, которая не только содержит в себе все основные элементы, но и помогает задействовать нужные группы мышц, не оставляя возможности для проявления многих ошибок. По мере изучения новых форм фокус постепенно переносится с кихон на ката, а базовые движения продолжают отрабатываться в составе форм.

В отличие от многих других единоборств, техника иайдо сохранилась до наших дней практически без изменений. Это связано с тем, что после того, как в Японии в 1872 году самураям было запрещено ношение меча, искусство владения им потеряло свое прикладное значение. В результате главным требованием в иайдо стало максимально точное следование канону и ритуалу, начиная от траектории движения клинка и заканчивая количеством и формой складок на одежде.

Несмотря на кажущуюся простоту, Иайдо требует не только отличной физической подготовки, но и высочайшей степени психической концентрации и мобилизации. Именно поэтому древнее самурайское искусство продолжает жить в эпоху компьютеров и
космических ракет. Умение мгновенно сконцентрироваться, мобилизовать все свои возможности для конкретного дела необходимо современному человеку не меньше, чем воинам прошлого.

Первоначально, те кто практиковал иай-дзюцу, работали с остро заточенным железным мечом, однако сейчас в школах иайдо в основном используют модель меча — иай-то с не заточенным клинком из мягкого сплава. В частности в тех школах, где есть парная работа, используют хабики — затупленные стальные мечи.

Все традиционные боевые искусства начинаются и заканчиваются с рэй, поклона. В Эйсин рю иайдо есть три главных поклона: поклон стоя в сторону камидза (где находятся традиционные для этого искусства изображения или объекты), поклон сидя другому человеку или учителю, и поклон сидя мечу. Во время поклона меч держится с правой стороны — «безопасная» позиция, означающая, что поскольку в таком положении вынимание меча из ножен будет затруднено, то боец не представляет угрозы. Позиция меча слева — «рабочая» позиция, предполагающая атаку, как и любая другая, при которой меч можно вытащить правой рукой.

Когда меч лежит на подставке, рукоятка должна смотреть влево. В небрежных школах мечи кладут на подставки как попало.