Рубрики
Статьи Хакко Дэншин рю

«Школа восьми лучей»: история Хакко-рю дзюдзюцу. Часть 2

Школа Хакко-рю дзюдзюцу представляет собой особый феномен в мире японских боевых искусств. Она — первая среди традиционных школ дзюдзюцу, переступившая рамки «истинной традиции» и, одновременно, сохранившая ее. Она — первая, открывшая широкой публике тайну тайн любой школы — «секретные техники» гокуи. Также она — первая, позволившая иностранцам получить высшие титулы и соответствующие им знания. Рассказать о ее истории, создателе, принципах устройства и методах обучения мы и попытаемся в этой статье.

Это продолжение статьи (Часть 1)
Олега Артеменко
«ШКОЛА ВОСЬМИ ЛУЧЕЙ»: ИСТОРИЯ ХАККО-РЮ ДЗЮДЗЮЦУ

Боевое искусство для «обычного человека»

Знаменательным днем для Окуямы стало 1 июня 1941 г., когда в синтоистском храме Мотодзи Мэй-гу токийского округа Сиба он на специальной церемонии официально провозгласил о создании школы Хакко-рю дзюдзюцу. В тот же день Окуяма, облаченный в одежды синтоистского священника, официально принял «боевое имя» Рюхо — «Хребет дракона». С этого момента 1 июня 1941 г. считается днем основания Хакко-рю.

Основоположником школы (кайсо) Хакко-рю на упомянутой церемонии был провозглашен легендарный основатель Дайто-рю айки дзюдзюцу третий сын Минамото-но Ёриёси Минамото Синра Сабуро Ёсимицу. Чем руководствовался при этом Окуяма, сказать трудно, скорее всего, это было желание указать на преемственность Хакко-рю по отношению к Дайто-рю айки дзюдзюцу. Кроме того, семейная родословная сёдай сокэ указывает на некоего Окунояма Гэндзи, который, по мнению Окуямы, был прямым потомком Синра Сабуро Ёсимицу. Как бы там ни было, скорее, это был символический жест уважения к традиции, поскольку сам Окуяма в книге «Хакко-рю гакайхэн» («Хакко-рю и чувство прекрасного») писал: «Какой бы древней ни была традиция, даже боевое искусство с настоящей родословной следует изменениям своей эпохи. Поэтому существует необходимость в определенном смысле стереть все следы древности, подвергнув боевое искусство научному анализу и заново пересмотрев все его содержание».

«Ограбление в лесу». Демонстрация возможностей самозащиты с помощью Хакко-рю. Нападающего сзади (сихан Кобаяси Нагамити) Окуяма нейтрализует с помощью броска куби-нагэ, а отбирающего портфель спереди — болевым на кисть коноха-гаэси
Программа Хакко-рю включила три раздела:
1) Явара – приемы боя голыми руками, с оружием (в Хакко-рю разработана техника боя с железным веером, палкой и мечом) и с подручными средствами (в основном, с предметами повседневного обихода – тростью, зонтиком, свернутой газетой, плащом и даже носовым платком);
2) Кохо сиацу – система приемов пальцевой акупрессуры;
3) Госин тайсо – комплекс физических упражнений, ориентированный на работу с энергетическими меридианами кэйраку (меридианная гимнастика).

Раздел явара включает в себя приемы выведения из равновесия, болевые воздействия на суставы, броски, удержания, удушения и удары (атэми) по уязвимым точкам (кюсё). В Хакко-рю изучают также приемы обезоруживания и способы противодействия нескольким нападающим. В основе всей техники лежат три базовых принципа Хакко-рю, сформулированных Окуямой: «идомадзу» — избегать конфронтации, не атаковать первому; «сакаравадзу» — отсутствие силового сопротивления, вместо которого усилия противника перенаправляются на него самого; «кидзуцукэдзу» — не травмировать противника.

На церемонии перед храмом Мияма-дзиндзя на горе Хагуро-сан. Окуяма Рюхо — в переднем ряду в центре
Влияние традиционной китайской медицины на систему Хакко-рю дзюдзюцу не ограничилось лишь разделами Кохо сиацу и Госин тайсо. Даосская философия «недеяния» и «следования естественной природе вещей» явилась стрежневым элементов всей системы в целом, что идеологически роднит Хакко-рю с китайскими ушу. В своих работах Окуяма Рюхо неоднократно подчеркивал необходимость «подчинения, покорности Природе». Человек, следующий ее законам, обретает способность отбросить свое ограниченное «Я» и, став единым целым с Миром, достигает умиротворенности и душевного покоя. На практике это выражается в обретении особого состояния, которое сёдай сокэ называет словом «кимо». В японском языке слово кимо означает мужество, отвагу, а также печень (как человеческий орган).
Окуяма (на заднем плане) обучает учениц женской гимназии приёмам самозащиты

Чем же выделяется система Хакко-рю среди множества других школ японского дзюдзюцу? В первую очередь, что поражает самих японцев, − это методика и краткость срока обучения. Еще в самой первой своей рекламе Хакко-рю дзюдзюцу (называвшегося тогда Мэйсидо) в газете «Ёмиури симбун» от 8 мая 1938 г. сёдай сокэ писал: «Достаточно лишь одной легкой 20-минутной тренировки в день, и необходимые навыки будут получены, более того, всего лишь за неделю можно стать действующим инструктором». Конечно, подобные заявления шокировали публику: можно ли за одну неделю стать специалистом по дзюдзюцу?

Сёдай сокэ демонстрирует технику Хакко-рю уровня кайдэн («полная передача») на морском побережье Кудзикурихама, которое он называл «четвертым общежитием Хакко-рю»
В действительности, ответ, подобно коанам дзэн, следует искать за пределами поставленного вопроса. Окуяма сделал поистине революционный шаг, когда отказался от традиционной многолетней схемы обучения, которая принята в старинных японских будзюцу, и суть которой хорошо иллюстрируют высказывания типа: «за 20 лет – половину школы» или «за первые 3 года – не больше трех базовых приемов». Свидетель необратимых изменений в структуре современного японского общества, Окуяма осознавал, что в условиях модернизации больше невозможно придерживаться архаичных схем и методик, которыми, будто цепями, опутаны занимающиеся. Сёдай сокэ говорил, что иерогиф «ко» (древний, старинный) в слове «кобудо» можно иногда понять буквально – уж больно «попахивают музейной пылью» некоторые из старых школ. Одним из первых понятию «традиция» Окуяма противопоставил понятие «информация». Действительно, вместо рассуждений о «высоких материях» и «долгих годах упорного труда», в школе Хакко-рю уже с первых занятий ученики касаются «святая святых» — раздела секретной техники гокуи-но вадза.

9-летний сын Окуямы выполняет базовый залом хонгаку. Фотография из газеты, 1957г.
Исходя из принципов простоты и универсализма техники, Окуяма попытался избежать ее ненужного усложнения, «замусоривания». Поскольку человеческий организм функционирует у всех примерно одинаково, то, зная базовый принцип воздействия на противника, человек любого возраста, национальности и телосложения может его повторить. Здесь нет секретов. Есть только определенные тонкости в освоении технических приемов, например, угол и степень приложения силы при проведении болевого воздействия и т. д. Именно такое «обыденное понимание» будо и должно определять, по мнению Окуямы, лицо боевого искусства будущего, которое становится искусством для «обычного человека».

В 1943 г., оставив свою врачебную деятельность в Кохо гидзюку, Окуяма открывает «Частную школу боевого искусства Хакко-рю» — Хакко-рю кобудзюку — в местечке Отамагаикэ токийского района Канда (пригород Мацуэда). Это было довольно «жаркое время» для Окуямы. Хакко-рю и Кохо игаку стали пользоваться необычайной популярностью, и от посетителей не было отбоя. Каждый день приходилось индивидуально консультировать, по меньшей мере, 150 человек, поэтому додзё Окуямы в трехэтажном здании в Отамагаикэ всегда было переполнено. Помещение для занятий Хакко-рю дзюдзюцу площадью около 16 кв. м располагалось на первом этаже, на втором находились чайная комната и спальня, а третий этаж занимала комната для лекций по сиацу.

Характерное для Хакко-рю базовое положение тэгатана («рука-меч»), генерирующее максимальную силу со стороны мизинца
В «Дневнике путешествий» мы находим следующую запись, дающую представление о периоде Хакко-рю кобудзюку: «19-й год эпохи Сёва (1944), 8 января. Сихан Хосикасу Такаси непрерывно с восьми утра до шести вечера помогает в церемонии принятия в школу новых учеников, но, как и следовало ожидать, здесь настоящее столпотворение. Мало-помалу к семи часам церемония выдачи разрешений для вступления в школу заканчивается и становиться возможным начать церемонию «передачи учения» — кёдэн. Все новички не могут поместиться в додзё, и часть их толпится у дверей. После поздравлений консультанта сокэ Минами Хайдзан и сэнсэя Эбэ Дзай сихан Хорикири устраивает показательное выступление, за которым следует выступление рассказчика ракуго в стиле Сябафу, все завершается около одиннадцати вечера».

К сожалению, здание Хакко-рю кобудзюку полностью сгорело в феврале 1945 г. при американском авианалете на Токио. Окуяме волей-неволей пришлось уехать из столицы в провинцию и временно поселиться на горе Хагуро-сан в префектуре Ямагата, где, присоединившись к группе ямабуси — последователей синкретического религиозного учения сюгэндо («путь обретения сверхъестественного могущества»), он жил, тренировался и обучал Хакко-рю и Кохо игаку до 1947 г. В этот период к Хакко-рю присоединяется инструктор Ягю синган-рю Судзуки Сосаку. В дальнейшем связь с этой школой дзюдзюцу осуществлялась через Сато Кимбэя, унаследовавшего традицию Ягю синган-рю и также занимавшегося у Окуяма Рюхо.

Броски в исполнении Окуяма Рюхо отличались мощью и огромной взрывной силой. Одной рукой Окуяма мог на 5-6 метров отбросить противника от себя
Испытывая горечь и разочарование от крушения надежд, связанных с Хакко-рю кобудзюку, Окуяма в качестве символического окончания «эпохи Хакко-рю кобудзюку» пишет пособие с подробными комментариями под названием «Дзюхаккадзё хидэн» («Секреты 18 техник»). Однако, наблюдая последствия войны и во что превратилась после нее Япония, он вскоре удаляет из пособия все смертельные для человека приемы хиссацу-вадза. Как он пишет в своей книге «Хакко-рю и чувство прекрасного», «время все полностью меняет. Вот и «18 приемов», убрав приемы сассё — «ранения и убийства», можно использовать как кратчайший путь созидания «совершенного человека».

В ноябре 1947 г. сёдай сокэ переезжает в г. Омия в префектуре Сайтама неподалеку от Токио, где основывает Хакко-дзюку хомбу додзё – Главное додзё частной школы Хакко-дзюку, находящееся там по настоящее время.

Школа Хакко-рю, созданная Окуямой Рюхо, – это не просто еще одна школа дюдзюцу, а совершенно новое комплексное боевое искусство, несущее в себе традиционные культурные ценности: «Для того чтобы распространять Хакко-рю в мире, я, начав с восточной медицины и западной физиологии и анатомии, тщательнейшим образом изучил порядка двух десятков школ будзюцу, духовные практики различных религий, различные виды спорта и физической культуры, методы физического воспитания и укрепления здоровья, традиционные и современные танцы, театральное искусство Кабуки, японский этикет, чайную церемонию и каллиграфию, жанр рассказов ракуго и нанивабуси, ораторское искусство, народные песни почти всей Японии, всецело посвятив себя этим исследованиям. Но все это пронизано единым Путем. И я был бы благодарен тому искусству, которое смогло бы внести дополнительный вклад в мое Хакко-рю» (из «Дневника путешествий Окуяма Рюхо»).

Окуяма настаивал, что Хакко-ю нельзя сравнивать с другими будзюцу, это совершенно новое боевое искусство: «В технике Хакко-рю нет ни грамма воинственности, так что можно сказать, что это почти что танец» (из «Разъяснений секретов Хакко-рю» — «Хакко-рю хидэн кайсэцу»).

Сёдай сокэ проводит семинар по Хакко-рю в США (штат Огайо, 1978 г.)
В послевоенные годы Окуяма развил активную деятельность по распространению и пропаганде своей школы. Побывав практически всех уголках родной Японии, сёдай сокэ в феврале 1961 г. отправился на Окинаву, которая в то время еще была оккупирована американскими войсками. В мае того же года он демонстрировал свое искусство на территории Китайской Республики (Тайвань), а в 70-х годах побывал с визитами во Франции (Париж, 1977 г.), США (1978 г.) и Бельгии (1980 г.). Эти визиты широко освещались в прессе. Так, одна из американских газет поместила 2 сентября 1978 г. статью «Акупунктура пальцами», посвященную визиту Окуямы Рюхо в США. Статья была проиллюстрирована фотографией, снятой в Полицейской академии г. Акрон (штат Огайо), на которой Окуяма демонстрирует воздействие пальцем на болевую точку. Его ассистентом на снимке выступает один из первых учеников-европейцев, будущий глава американского филиала хомбу додзё Майкл Ламоника, в то время — сотрудник полиции. Следует отметить, что Хакко-рю дзюдзюцу было очень высоко оценено правоохранительными органами как в Японии, так и во всем мире, а сам сёдай сокэ преподавал после войны Хакко-рю в японской полиции.

Сёдай сокэ Окуяма Рюхо был действительно очень энергичным, талантливым и разносторонним человеком, патриотом своей страны. Гораздо больше, чем с представителями школ японских боевых искусств, он общался с известными японскими политиками, дипломатами, синтоистскими и буддийскими священниками, деятелями традиционных японских искусств: актерами, каллиграфами и мастерами чайной церемонии, среди которых у него было немало друзей. Так, его близкими друзьями были известный чтец-рассказчик ракуго Янагия Канэо, комедийные актеры театра Кабуки Фурукава Мунами и Уэда Ёсидзиро, чтец нанивабуси Тотю Кэнкумоэмон и другие. В 1937 г. Окуяма даже выступил по радио в качестве руководителя группы и исполнителя народных песен в программе компании NHK, посвященной народному творчеству.

Окуяма Рюхо в амплуа исполнителя народных пеcен в радиопрограмме NHK (радиостудия г. Асахигава)
В Хакко-рю, своем детище, Окуяма видел, прежде всего, «школу жизни» для современного человека, а не «искусство убивать»: «Для тренировок достаточно и повседневной одежды, нет необходимости и в оборудованном додзё, можно заниматься в любой комнате. Ведь имея свободную минутку и место размером в один татами, можно с удовольствием изучать и каллиграфию, и икэбану. Поэтому и в изучении будо не должно быть никакого принуждения, можно заниматься дома, вместе с семьей, легко и непринужденно болтая на разные темы» (из «Разъяснений к секретам Хакко-рю»).