Рубрики
Статьи Хакко Дэншин рю

Интервью Нидай Сокэ Окуяма Рюхо. Часть 2

О Хакко-рю слышал любой практикующий айкидо или Дайто-рю. Несмотря на широкую известность, сведений о сущности этого искусства, философии основателя и подходе к тренировкам не так много. Что это за боевое искусство — Хакко-рю? Как оно в себе сочетает систему оздоровления и дзю-дзюцу? Это интервью со вторым главой школы Окуямой Рюхо (сыном) дает ответы на эти вопросы. Вашему вниманию перевод второй из двух частей материала, опубликованного в Aikido Journal в 1990 году. Интервью взято 17 октября 1989 года.

Как вы оцениваете соотношение двух составляющих вашего искусства: лечение и боевую составляющую?
Они равнозначны. Те, кто приходят к нам в додзё, обычно не могут похвастаться хорошим здоровьем. Всегда есть какие-то проблемы. Один человек страдал от язвы двенадцатиперстной кишки и на следующий день ему должны были делать операцию. Он сбежал из больницы и пришел к нам. Он вылечился у нас. Затем он стал изучать медицину шиацу и теперь у него своя клиника. Таких людей у нас много.

А много ли учеников, у которых уже есть опыт в каких-либо боевых искусствах?
Те, кто приезжает из-за границы, обычно уже имеют опыт в дзюдо, карате или айкидо. Хакко-рю, как правило, кажется им убедительными. Когда изучаешь только боевую составляющую, всегда есть опасность причинить вред здоровью другого человека. Поэтому мы должны изучать две составляющие вместе.
Нет иностранцев, которые изучали бы только хакко-рю. Скоро у нас будет ученик из Пакистана. Больше года у нас учился бельгиец. Все они изучали до этого какие-то другие боевые искусства.
Мы особенно не рекламируем нашу школу. Люди приезжают, узнав о нас от тех, кто у нас уже учился. Различные ассоциации, например, Бутокукай в Киото приглашали нас присоединиться к ним, а однажды был человек, который сказал, что поможет нам стать организацией. Однако Сенсей (первый учитель Рюхо Окуяма) не одобрял этого и всегда отказывался от подобных предложений. Мы предпочитаем никем не контролироваться и работать так, как считаем нужным. Именно поэтому мы взяли за правило оставаться в стороне от других.

Много ли техник в Хакко-рю?
Около двух или трех сотен.

В общей сложности сколько в Японии людей, практикующих Хакко-рю?
Полагаю, более полутора миллионов.

Сколько же существует додзё, практикующих Вашу школу?
Вероятно, около двадцати или тридцати. В будущем, скорее всего, их число будет расти.

А сколько в Японии учителей, обучающих Вашему направлению?
Ну, давайте посмотрим. Всего в мире было немного более трех тысяч учителей, но сейчас уже больше половины нет в живых.

У вас есть большое додзё в Токио?
Есть одно в районе Сэтагая-ку и одно в городе Фусса (префектура в Токио, прим. переводчика). Около 10 лет назад у нас была клиника в Сибуя в Токио. Там мы тоже иногда обучали некоторым техникам. Однако, поскольку додзё располагалось на верхних этажах здания, люди снизу жаловались, что они ощущают вибрацию, когда мы тренируемся. Несмотря на то, что тогда у нас бывало по 30-40 пациентов в день, занятия там пришлось прекратить.

В последнее время люди, практикующие акупунктуру и мокса-терапию всё чаще используют различные приспособления, автоматизирующие процесс. Вы используете какое-либо специфическое оборудование во время лечения?
Нет, только руки. Мы не используем низко- или высокочастотные вибрации или какие-либо специальные кровати. Недавно мы лечили человека, у которого было кровоизлияние в мозг. Когда у него случился удар, он попал не к врачу, а его взял к себе мой ученик, и для него это оказалось благом. Пациенту через день проводили сеансы лечебного шиацу. Затем его перевели сюда. Я произвел с ним пять или шесть процедур на настоящий момент. У него нет практически никаких последствий. Он не парализован и совершенно нормально говорит. Если бы он обратился к обычному врачу, то мог бы остаться парализованным на правую сторону.

В мире боевых искусств есть два образа мышления. Первый состоит в том, что важно сохранять в целостности то, что передал основатель или учитель. Вторая состоит в том, что нужно пробовать приспосабливать техники к нуждам времени, добавляя и изменяя в них что-то. Если говорить о шиацу, как составляющей Хакко-рю, вы применяете какие-то новые знания и открытия из области медицины?

Да, и я думаю, это можно было бы сказать о любой технике в любом боевом искусстве. Нет никакой «конечной версии» техники. Техники все время изменяются. Я не нашел ни одной совершенной техники или метода шиацу, я буду учиться до самой смерти, это то, чем я занимаюсь всю мою жизнь.

С точки зрения шиацу, в чем недостатки современной медицины?
С моей точки зрения, это использование лекарств. Даже лекарства от простуды могут оказаться вредны. Люди, которые параллельно с лечением шиацу пили какие-то лекарства, не выздоравливали так скоро, как обычно. Это объясняется неблагоприятным воздействием лекарств.

А витамины?
Я считаю, что лучше всего полноценная сбалансированная диета.

Также Вы практикуете костоправство?
Да, у меня есть соответствующая лицензия. Однако я редко использую этот метод, только, например, в случаях вывиха у детей. Недавно один человек, выпускник школы акупунктуры и мокса-терапии приходил к нам на семинар по шиацу. Он рассказал, что когда его однажды лечили в одной клинике акупунктурным методом, он потом не мог больше месяца двигать рукой. Если произвести сеанс иглоукалывания одновременно по всему телу, человек может умереть. Поэтому акупунктуру можно применять только в случаях локальных недомоганий. В шиацу есть метод, называется намикоши-рю, который является полной противоположностью нашему. Он заключается в повсеместном воздействии на одинаково больные и здоровые органы. В нашем же подходе, прежде чем лечить человека, мы всегда меряем пульс и объясняем ему наше лечение. Сеанс обычно занимает около 20 минут. Массаж длится больше часа и от него совершенно иные ощущения. Лечение шиацу без соответствующего владения техникой может причинить вред.

Что касается основных принципов Хакко-рю — они те же, что и принципы древней китайской медицины в части воздействия на меридианные линии?
Полагаю, да. Так или иначе, многие люди неверно понимают значение меридианных линий. Обычно хиропрактик говорит так: печеночную систему ног нужно лечить, если у человека больная печень. Или: нужно лечить систему желудка, если у человека больной желудок. Тем не менее, это совершенно неверно, болезнь внутренних органов выражается через нездоровые меридианы. Не нужно лечить пациента в соответствии с симптомами, нужно измерить пульс и попробовать осознать состояние пациента в целом. Вы не сможете вылечить болезнь, если вы видите только отдельные части тела. В западной медицине выделяются специализации, то же и в Хакко-рю. Например, если человек парализован на правую сторону, лечение шиацу будет ориентировано на левую руку, левую ногу, то есть на противоположную сторону. Мы никогда не воздействуем на руку или ногу, если она не в порядке. Мы ориентируем лечение на части тела, органы, с которыми все в порядке, которые совершенно здоровы, и именно это оказывается действенным. В этом наш основной принцип.

Когда Вы, примерно вы начали практиковать Хакко-рю?
Я начал заниматься Хакко-рю, когда мне было пять, и шиацу в семь. Шиацу меня обучал непосредственно отец, но он не обучал меня ни одной технике, пока мне не исполнилось 22. Я никогда не занимался никакими другими боевыми искусствами. Не могу однозначно сказать сказать, что в то время мне нравились, или не нравились занятия. Когда я окончил университет, отец стал обучать меня непосредственно техникам самообороны. Он давал мне подробные инструкции в шиацу, но никогда не отвечал на мои вопросы, касающиеся техник самообороны. Я думал, что, возможно, это был его способ выразить свою любовь ко мне. Семь или восемь лет назад во время открытого семинара на курорте горячих источников Шиобара, отец объявил всем, что его преемником станет старший сын Тоширо. Такова была его воля. Поскольку мой отец был выдающимся человеком, мне казалось, что быть его приемником очень трудно. Сейчас я думаю, что надо просто делать то, что делаю, идти своим путем, соотносить свою деятельность с требованиями времени и не думать особенно, что я являюсь преемником своего знаменитого отца. Хотя мое настоящее имя Тоширо, я перенял имя главы нашей школы Рюхо.

Какие элементы Хакко-рю вы считаете наиболее значимыми, на что бы вы хотели обратить особое внимание наших читателей? И чего бы вам хотелось достичь в будущем как второму главе школы Хакко-рю?
Нашим искусством можно заниматься в любом возрасте, самому старшему нашему ученику, когда он пришел к нам, было 85 лет. Другой человек пришел заниматься шиацу в 70 лет. Это отличает нас от других боевых искусств. Сейчас у нас есть ежегодный открытый семинар для инструкторов со всей Японии, и нам бы хотелось проводить такой же и за границей. Мне бы хотелось, чтобы японские и зарубежные учителя взаимодействовали друг с другом, и проводить открытые семинары, где я бы мог рассказывать о шиацу и объяснять техники. Одного только боевого искусства или одной только техники шиацу недостаточно. Обе составляющие составляют особую ценность нашей практики. Это то, во что Сэнсей (отец) верил с самого начала, а он был очень дальновидным человеком. В отличие от других боевых искусств, практикуя нашу школу, вы можете нанести вред или излечить одним лишь пальцем. Именно поэтому мы придерживаемся трех основных принципов: не провоцируй, не противодействуй, не причиняй вреда.

Поскольку джиу-джицу — это все-таки в первую очередь боевое искусство, в современном обществе не так много возможностей для его применения. В случае с Хакко-рю объединяются техники джиу-джицу и методы медицины Кохо. Вероятно, именно эти два аспекта способствуют возможности дальнейшего развития?
Совершенно согласен. Людей привлекают боевые искусства, если они, кроме прочего, способствуют укреплению здоровья. Мы обучаем технике Сосэйдзюцу (техника реанимации) и Капподзюцу (прикладная техника) тех, кто собирается стать инструктором. Этим методам обучали в древности изучающих боевые искусства. Однако для излечения болезней они не требуются. Цель нашего искусства — помогать людям. Множество людей страдает от различных заболеваний, и мы хотим помочь им.

[message_box title=»Краткая биография Рюхо Окуяма (Шодай Сокэ)» color=»gray»]
Родился 30 декабря 1901 г. в префектуре Ямагато, изучал политологию, религию, ораторское искусство в Токийской школе политологии. Судя по некоторым записям, изучал дайторю айкидзюцу у Тошими Мацуда в Асахикава, Хоккайдо. Изучал также акупрессуру (метод лечения надавливанием пальцами) и искусство меридианов (Кохо). В мае 1938 он в токийском лекционном зале Дэнцу объявил о создании своей школы самообороны, которая в тот момент называлась Мэйши До. В 1941 году Окуяма переименовал свою школу в Хакко-рю и стал её первым главой. В 1947 году он открыл додзё в городе Омия и стал обучать Хакко-рю гошин дзю-дзюцу и медицине Кохо. Окуяма сенсей написал множество книг и активно обучал до 77 или 78 лет. Скончался в возрасте 86 лет, 26 ноября 1987 года.[/message_box]

[message_box title=»Краткая биография Рюхо (Тоширо) Окуяма, Нидай Сокэ» color=»gray»]
Родился в 1948 году, старший сын Рюхо Окуяма, основателя Хакко-рю. Наследовал имя своего отца, когда стал вторым главой школы. Окончил факультет экономики Университета Дайто Бунка (Daito Bunka University) в 1971 году и обучался техникам вправления костей, как раздела Дзюдо в школе специальной медицины при Университете Дайто Бунка. Стал изучать техники Хакко-рю в пять лет и шиацу в семь. Сейчас преподает Хакко-рю и Кохо медицину не только в Японии, но и в США, Франции и Бельгии. Вице-президент Ассоциации предотвращения преступлений города Омия.[/message_box]

Часть первая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *