Иайдо (居合道) — это искусство мгновенного извлечения меча с одновременным нанесением удара и фехтования им. Иайдо является одним из традиционных японских боевых искусств, о котором существует, пожалуй, больше всего недопонимания. Одни видят в нем архаичную и довольно непонятную систему фехтования, другие — чуть ли не ходячую медитацию. И те, и другие и правы, и не правы одновременно.
Исторически роль предшественника иайдо, иайдзюцу, в обучении самурая сводилась к двум основным идеям: во-первых, дать ему возможность заниматься с настоящим мечом (синкэн) без опаски нанести непоправимые увечья своему партнеру или, хуже того, учителю, и во-вторых, привить ему навыки действий в тех ситуациях, когда необходимо неожиданно атаковать или защищаться, не имея возможности заранее извлечь меч из ножен. Таким образом, иайдзюцу было вспомогательной дисциплиной по отношению к кэндзюцу — собственно искусству фехтования на мечах.
Искусство меча, каким мы их знаем сегодня, началось, вероятно, с Иидзаса Тёисай Иэнао (飯篠長威斎家直, 1387—1488), основателя Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю (天真正伝香取神道流). Эта школа включает в себя владение многими видами оружия, от меча и палки до копья и метательных ножей. Часть программы обучения заключалась в быстром извлечении и немедленном использовании меча, как для самообороны, так и для упреждающего удара. Однако, как самостоятельное, независимое от кэндзюцу искусство иай сложилось благодаря Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото но Сигэнобу (林崎甚助重信, 1542 – 1621), жившему в конце периода междоусобных войн Сэнгоку дзидай (戦国時代, «Эпоха воюющих провинций») и начале мирного периода Токугава (徳川幕府, Токугава бакуфу). Созданные им техники быстрого выхватывания меча оказались настолько популярны, что многие приходили к нему учиться и его по праву называют основоположником иайдо. Считается, что Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото но Сигэнобу как и Иидзаса Тёисай Иэнао, получил божественное вдохновение, которое привело его к разработке собственного стиля, названного Мусо Синдэн Дзюсин рю батто дзюцу (夢想神伝重信流 抜刀術, Musō Shinden Jushin ryu batto jutsu). «Батто» (抜刀) значило просто выхватывание меча. Отличительной особенностью общей для обоих стилей, как и многих других школ меча которые концентрировались на моменте извлечения меча из ножен, было то, что искусство практиковалось исключительно в форме ката.
Один из стилей, который восходит к Хаясидзаки, хотя и дополнялся новыми разделами, долгое время просуществовал в провинции Тоса на острове Сикоку, но в начале 20-го века стал известен и за ее пределами. Оэ Масамичи (Сикей) (大江正路, Oe Masamichi Shikei. 1852-1927) и Накаяма Хакудо (中山博道, Nakayama Hakudo 11 февраля 1869 — 14 декабря 1958), мастера двух ветвей Тоса иай и основоположники стилей Мусо Дзикидэн Эйсин-рю и Мусо Синдэн рю в их современном виде, смогли сохранить интерес к иайдо, когда вся Япония переориентировалась на европейские ценности.
Однако в современных условиях владение мечом потеряло своё прикладное значение и стало уделом сравнительно небольшой армии поклонников этого архаичного времяпрепровождения. Среди них есть те, кто делает упор на изучение практичных способов эффективного извлечения меча из ножен (они обычно предпочитают называть то, чем занимаются, иайдзюцу (居合術) или батто дзюцу (抜刀術)), другие же предпочитают видеть в нем путь к самосовершенствованию через изучение возможностей своего тела, и меч для них играет лишь роль инструмента на этом пути. Иайдо само по себе предоставляет возможность и для того, и для другого, и каждый занимающийся может сам решить, что является для него самым важным.
Само слово «иайдо» появилось сравнительно недавно, в 30-х годах 20-го века и было популяризовано знаменитым мастером фехтования Накаяма Хакудо. Исторически же искусство быстрого извлечения меча называлось по-разному, преимущественно с использованием идеограмм 抜 — «бацу/нуку» («извлекать») и 刀 — «то/катана» или 剣 — «кэн/цуруги» (оба означают «меч»). Даже сам Накаяма сначала использовал запись «батто» («извлечение меча») с указанием, что это следует читать «иай».
Идеографический анализ не помогает для понимания слова «иайдо» (居合道). Помимо иероглифа 道 — «до» («путь») в него входят 居 — «иру» («быть») и 合 — «ай» («соединять», часто также переводится как «гармония»), что вместе, вроде бы, дает «путь обретения (или нахождения в) гармонии». Но на самом деле, согласно одному из мастеров иайдо, Ямамото Харусукэ, два первых иероглифа взяты из выражения «цунэ-ни итэ кю-ни авасу» («итэ» — форма глагола «иру», а «авасу»— глагол, образованный от «ай»), что можно перевести как «где бы ты ни был, должен всегда [быть готов] мгновенно реагировать».
После Второй мировой войны была создана Всеяпонская федерация кэндо, и ее руководство решило, что ее членам имеет смысл изучать технику и механику владения настоящим мечом, а не только безопасной (а потому легкой и маневренной) имитацией, используемой в полноконтактном кэндо. Однако выбрать для этого один стиль или установить стандарты, общие для всех индивидуальных стилей, оказалось невозможным, и было принято решение создать специальный набор техник, отвечающий всем поставленным задачам. Для работы над ним были приглашены выдающиеся мастера своего времени, в первую очередь из Мусо Синдэн рю и Мусо Дзикидэн Эйсин рю, многие из которых были учениками Оэ и Накаяма. Созданный ими набор, известный как Дзэн Нихон кэндо рэнмэй иайдо (иайдо Всеяпонской федерации кэндо), или, неофициально, как сэйтэй иайдо (стандартное иайдо), был впервые представлен в 1969-ом году и скоро стал самым распространенным стилем. Дважды происходили большие изменения в 1977-ом и 2001-ом годах и множество мелких вносится чуть ли не каждый год.