Перевод статьи Ричарда Стонелла (Richard Stonell) The Myth of Chiburi (Миф о Тибури), опубликованной 5 сентября 2011 года на Kenshi247.net
Во многих школах иайдо тибури является обязательной частью ката. Тибури записывается иероглифами 血振 и в переводе с японского означает «стряхивание крови». В голове рождается образ стряхивания крови с клинка ловким движением руки, перед тем как вложить меч обратно в ножны. Возможно, во многом благодаря преобладанию школ Мусо Синдэн рю и Мусо Дзикидэн Эйсин рю, тибури нередко считают общепринятым элементом иай. Тем не менее, некоторые рюха в своей практике тибури не используют.
Устоялось мнение (во многом благодаря Интернету), что таким образом стряхнуть кровь с клинка невозможно в принципе. Допустим, что это действительно так, тогда для чего нужно тибури и действительно ли оно бесполезно? Почему некоторые школы все-таки используют его в своей практике? Действительно ли это движение задумано для стряхивания крови?
Тибури — современное прочтение слова, которое используется в описаниях техник (дэнсё) Эйсин рю как 血振 или 血震. Первоначальное произносилось как [ти бу ру и], такое прочтение фигурирует в словаре японского языка Кодзиэн. В своей книге «Koryu Iai no Hondo» Ивата Нориказу цитирует другого учителя Эйсин рю, Морита Тадахико, и поддерживает его предположение о том, что правильно произносить — «тибуруи», а «тибури» — результат ошибочного прочтения (это слово переводится в словаре как один из способов приготовления рыбы). Ивата сэнсей так же замечает, что и Оэ Масамити, и его учитель, Мори Сигэки, называли движение «тибуруи». Тем не менее, в данной статье мы будем использовать термин «тибури» как более привычный читателю и, в любом случае, плотно утвердившийся в разговорной речи практикующих иай.
Начинающих практиковать иай-до учат, что смысл движения тибури заключается в стряхивании крови с клинка после разрубания. В большинстве книг, посвященных иайдо, тибури описывается таким же образом. В школах Мусо Дзикидэн Эйсин рю и Мусо Синдэн рю помимо тибури в некоторых техниках первого уровня (Сёдэн/Сэйдза но бу) также используют и тинугуи (стирание крови с лезвия одеждой, бумагой, пальцами). В Мусо Дзикидэн Эйсин рю это технически выполняется за счет того, что рука убирается внутрь хакамы и затем протирает лезвие. На практике же, хотя действие и выполняется, само лезвие не протирают. По мнению Мори Сигэки, это связано с тем, что масло, используемое во времена Оэ сэнсея, могло испачкать одежду.
Хотя многие узнали об этом только недавно, идея о том, что тибури на самом деле не является практическим способом удаления крови с клинка, уже долгое время высказывалась учителями в Японии.
Коно Хякурэн (20-й глава школы Мусо Дзикидэн Эйсин рю) в своей книге Иайдо Синтэй пишет:
Тибуруи: действие выглядит как стряхивание крови с вашего меча на землю. Тем не менее, исходя из моего опыта, при рубке мечом на лезвии остается незначительное количество крови. В то же время, уделяя особое внимания концентрации и наполненности техники (зансин) во время выполнения тибуруи, вы обретаете незаменимый инструментом развития.
Коно сэнсей в своем понимании тибури как метода развития зансин был не одинок. В свою очередь, Накаяма Хакудо пишет:
В батто, тибури всегда выполняется перед помещением меча в ножны. Этим движением нельзя полностью удалить кровь с клинка, поэтому оно должно восприниматься как действие духовного очищения. В батто дзюцу момент между тибури и ното очень важен, поскольку является демонстрацией зансин в ката. В каждой школе иайдо есть свой метод исполнения этого движения.
Среди них:
В Кансин рю, для протирания лезвия используют кусок бумаги, спрятанный внутри кимоно (кайси, 懐紙).
В [Синдо] Мунэн рю, меч направляют вниз так, что кровь капает с кончика меча. Далее меч дугообразным движением перемещают влево, стряхивая кровь с лезвия.
В Хазама рю, меч укладывают на плечо и кровь стирается об одежду.
В Футисин рю, меч зажимается между большим и указательным пальцами и кровь стирается от основания к кончику меча.
В Хаясидзаки Хон рю, меч держат в правой руке и сперва малым движением переносят в левую сторону, затем большим — в правую, прежде чем вложить в ножны.
Другие школы, такие как Омори рю, Кикуси рю, Каиси рю, Тамия рю, Синган рю, Тэттю рю, Хасегава рю и т.д., так же выполняют тибури по-разному. К тому же существуют школы, в которых тибури не выполняется вовсе. В некоторых школах принято отбрасывать сая назад после обнажения меча, таким образом демонстрируя готовность умереть в бою (сутэми, 捨身) – меч, будучи обнаженным, не будет возвращен в ножны. В Киото я видел такое исполнение тибури в практике школы Такаяма рю. Тем не менее, это видится мне исключением из общего правила.
Накаяма сэнсэй делает акцент на том, что независимо от школы и её метода выполнения тибури (его наличия, или отсутствия), всегда происходит демонстрация дзансин перед тем как меч будет помещен обратно в ножны. Школы иай, в которых тибури выполняется, в большинстве своем относятся к ветви Хаясидзаки, такие как Тамия рю, Мугаи рю, Суё рю и Синмусо Хаясидзаки рю. В школах других ветвей используются иные приемы очистки клинка, например, кайтэн тибури, когда меч проворачивется вокруг своей оси и вращение рукояти останавливается ударом по цуба. Этот вид тибури можно встретить в таких уважаемых школах, как Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю, Касима Синто рю и некоторых направлениях Такеноути рю.
Другие школы, не принадлежащие к ветви Хаясидзаки, например Сэйго рю / Синкагэ рю, Хоки рю, Сосуиси рю, Татсуми рю и так далее, полностью исключают элемент тибури, вместо которого используется тинугуи или, на взгляд стороннего наблюдателя к коим я отношу себя, практически ничего взамен. Конечно, поверхностный взгляд со стороны не может дать нам дать точного ответа — выполняется тибури, или нет. Так, например, опытным практик школы Хоки рю разъяснил, что на первый взгляд в этой школе отсутствует процесс очистки меча, однако движение тинугуи скрыто в самом ното. Не смотря на большое количество различий между школами, мне до сих пор не доводилось встретить хотя бы одну, в которой не происходит выраженной демонстрации дзансин – во время очистки клинка или как-либо еще – перед возвращением меча в ножны.
Так же следует обратить внимание на то что в цитате, приведенной выше, Накаяма Хакудо использует слово тибури для описания даже тех способов, которые технически попадают под определение тинугуи, а так же относит действие отбрасывания сая в Такаяма рю как своего рода тибури (хотя и редкое, необычное). Исходя из этого, осмелимся предположить, что термин «тибури» был общим для именования любого способа очистки меча, ритуального очищения духа, или иных действий, выражающих дзансин, перед возвратом меча в ножны.
Возвращаясь к более привычным для нас школам, мы хотели бы разобрать тибури в Мусо Дзикидэн Эйсин рю и Мусо Синдэн Эйсин рю. В этих тесно связанных школах тибури имеет две простые формы с небольшими различиями. Первый вариант, с которым предстоит столкнуться ученику, — это тибури характерное для школы Омори рю, часто называемое о-тибури (大血振), что означает «большое тибури». Тсука меча подносят к правому виску и кончик меча описывает дугу, словно осуществляя рез по линии миги кеса. В зависимости от учителя, точная траектория клинка и точка, где он останавливается, могут варьироваться, но суть движения остается без изменений.
Другая форма тибури обычно называется йоко-тибури (横血振) или котибури (小血振), и выполняется перемещением меча вправо, параллельно полу, лезвием вправо. Это действие, как правило, выполняется резко, хотя и в данном случае это зависит от учителя и линии передачи. Не смотря на резкость движения, очевидно, что йоко-тибури не достаточно для стряхивания крови. О-тибури, с учетом цитат, приведенных выше, на первый взгляд кажется непрактичным, но достаточно просто представить, что оно работает в той или иной мере. В то же время, йоко-тибури совершенно точно будет недостаточно для удаления крови с клинка.
Так почему же это действие называется тибури? Правда в том, что длинный взмах мечом, выполняемый, например, в Омори рю, с давних пор называют тибури. Это легко подтверждается, если обратиться к разделам Омори рю, отраженных в списках передачи периода Эдо направлений школы Эйсин рю Симомура ха и Танимура ха. Тем не менее, если обратиться к разделам Тюдэн и Окуиай Хасегава Эйсин рю, упоминание «тибури» в списках передачи исчезает. В описании раздела Омори рю (где тибури встречается дважды) и Хасегава Эйсин рю (тибури указывается в каждой технике), то, что сегодня мы называем йоко-тибури, записывается как «раскрытие» (開き), либо «раскрытие вправо» (右に開き). Термин тибури не используется. Интерпретация движения как «стряхивание крови с клинка» могло появиться позже, возможно в результате смешения этих двух понятий.
18-й глава школы Эйсин рю ветви Масаока ха, Масаока Кацутанэ в своей книге «Мусо Дзикидэн Эйсин рю Иайхэйхо Ти но Маки» пишет:
В Омори рю, перед ното, тибури выполняется в виде широкого взмаха мечом из-за головы. В Эйсин рю, в то же время, перед ното вы «открываетесь вправо», как в Омори рю, в форме Иайгаки.
Это «открытие вправо» сейчас называют «малое тибури». Однажды в послевоенные дни я преподавал иай детям в Коти, и один из них спросил меня прямо, как обычно спрашивают дети: «Сэнсэй, неужели этим движением можно смахнуть кровь с клинка?». Я долго размышлял об этом и перечитывал дэнсё (списки передачи), которые были в моем распоряжении, и обнаружил, что нигде, ни в одном дэнсё, это движение не именуется как тибури. Вместо этого используется термин «раскрытие вправо». Так я пришел к выводу, что тибури в Омори рю – это комбинация стряхивания крови с лезвия, выражение дзансин и подготовка к ното, в то время как в Эйсин рю это движение используется только для демонстрации дзансин и подготовки к ното.
Дальнейшие исследования существующих старинных дэнсё Эйсин рю линии Тоса показывают, что несмотря на отсутствие явных отсылок к термину «тибури», в разделах продвинутого уровня описываются специальные способы быстрой очистки клинка на тот случай, если нужно быстро вернуть его в ножны. Преимущественно, эти способы являют собой тинугуи. Это противоречит форме, используемой в ката, где в большинстве случаев меч сразу же возвращается в ножны после выполнения тибури или «открытия вправо». Тинугуи, как уже упоминалось выше, видится многим как практичный способ очистки клинка, и, видимо, практикующие Эйсин рю в период Эдо так же не питали иллюзий на счет этого движения. Кажется весьма правдоподобным, что в Эйсин рю тинугуи использовалось для очистки клинка в реальных ситуациях, но просто опускалось в большинстве ката. Вероятно, в связи с изменением культурных традиций, повлекших отказ от ношения меча в повседневной жизни, и изменением подхода к обучению в школах Мусо Дзикидэн Эйсин рю и Мусо Синдэн рю, эти знания могли быть утрачены для большинства практикующих.
Глядя на эти свидетельства, можно заключить, что изначально в термин тибури не вкладывалось каких-либо практических способов очистки клинка. Согласно мнению Cэнсэев, процитированных выше, в большинстве форм иай движение тибури было включено для развития дзансин. Это мнение также подтверждается доступными историческими свидетельствами. В некоторых случаях, возможно, тибури используется как своего рода церемониальное очищение, или возможно занимает место тинугуи в формальных ваза.
Конечно это не удивительное заключение, автор уверен, для многих оно было очевидно и ранее. Однако, отметим, что обращаясь к историческому контексту, мы можем оказаться на шаг ближе к пониманию и истинному назначению заучиваемых нами действий.
Источники:
『古流居合の本道』 岩田憲一著 スキージャーナル株式会社発行 2002年
『居合道真諦』 河野百錬著 1962年
『中山博道剣道口述集』 中山博道著 堂本昭彦編 スキージャーナル株式会社発行 2007年
『無雙直傳英信流居合兵法地之巻』 政岡壹實著 無双直伝英信流居合兵法大江派湖刀会本部発行 1974年
Перевод: Владимир Иванов
Редакция: Александр Устинов