Главенство школы в семье Оно оставалось вплоть до четвертого сокэ — Оно Дзираэмона Тадакадзу, обучавшего Цугару Этико-но-ками Нобумаса (津軽 信政 – Tsugaru Nobumasa, 28.08.1646 – 08.12.1710 ) главу клана Цугару, который позже основал одноименную линию. Цугару Нобутоси (Tsugaru Nobutoshi, 1646–1683) вернул обязанность передачи школы семье Оно, обучив Оно Тадахису и Тадакату. Семьи Оно и Цугару совместно занимались передачей учений школы Оно ха Итто рю до тех пор, пока Оно Тадаёси (седьмой глава школы) не передал полные знания школы Оно ха Итто рю вассалу клана Цугару Ямага Хатиродзаэмону Таками (Yamaga Hachirozaemon Takami). Позднее в семье Оно не нашлось преемника и, примерно с 1800 года, практически до конца XIX века главенство школы передавалось параллельно в семьях Цугару и Ямага. Клан Цугару, помимо того, что является легитимным преемником школы Оно ха, частично перенял техники из Наканиси ха гэккэн Кендзюцу (Nakanishi-ha gekken Kenjutsu), как часть своей практики.
Через два года после реставрации Мэйдзи (1869) клан Цугару был лишен своих должностей из-за отмены вассальной системы. К счастью, передача школы Оно ха Итто рю продолжилась после реставрации Мэйдзи благодаря бывшим вассалам клана Цугару.
Прежде чем покинуть этот мир Оно Тадацунэ передал знания школы Оно ха Итто рю своему младшему брату Оно Дзироэмону Тадаоки, а также Хосина Масаюки (Hoshina Masayuki), который, на самом деле, был внебрачным сыном второго сёгуна Хидэтады Токугавы. С благословения сёгуна, чтобы избежать законных притязаний на право наследия, Масаюки был усыновлен Хосина Масамитсу (Hoshina Masamitsu), который служил клану Айдзу (Такэда). В последствии, он был признан своим отцом и братом (третьим Сёгуном) и стал Даймё (главой) клана Айдзу. В знак уважения, Масаюки и его клан присягнули в верности семье Токугава и стали их величайшими союзниками. Чтобы любой потомок клана Айдзу мог защитить сёгуна, Масаюки наказал всем потомкам клана изучать школу Оно ха Итто рю. Начиная с Тадаоки и благодаря разным наследникам клана Айдзу количество техник и ката начало расти, и в последствии они вылились в отдельное направление Оно ха.
От основной ветви Оно ха Итто рю выделились еще несколько направлений такие как Мидзогути ха Итто рю (溝口派一刀流 – Mizoguchi-ha Ittō-ryū), основателем которой был Мидзогути Сингоэмоном Масакатсу (Mizoguchi Shingoemon Masakatsu) ученик второго сокэ Оно Дзироэмона Тадацунэ. Влияние этого стиля было очень характерно внутри клана Айдзу, однако в дальнейшем данное направление дополнялось и смешивалось с другими стилями и утратило оригинальную методику обучения.
Другая ветвь школы Наканиши ха Итто рю (中西派一刀流 – Nakanishi-ha Ittō-ryū) в наибольшей степени соотносилась с основной ветвью Оно ха Итто рю, тем более, что основатель этого стиля Наканиси Тюта Танэсада (Nakanishi Chuta Tanesada) обучался у 5-го и 6-го сокэ Оно ха. Этот стиль примечателен тем, что в нем впервые начали применяться синаи и богу, используемые в современном кэндо.
Когэн Итто рю (甲源一刀流 – Kogen Ittō-ryū) стал результатом слияния Мидзогути ха Итто рю и кэндзюцу семьи Хэнми и включал в себя 25 ката с мечем и 5 ката с нагинатой, которые также характерны для стиля Тода рю.
Стиль Хокусин Итто рю (北辰一刀流 – Hokushin Ittō ryū) был основан в поздний период Эдо (1820) Тиба Сюсаку Наримаса (Chiba Shūsaku Narimasa, 1794–1856).
Наиболее поздней веткой является школа Итто сёдэн Муто рю (
В возрасте 28 лет Ямаока был побежден мастером фехтования Асари Гимэи, и по обыкновению Ямаока стал его учеником. Долгое время Тэссю не мог постичь духовного состояния учителя: во время тренировок Асари буквально вдавливал его своими атаками в стены додзё, вытеснял на улицу, валил на землю, прикладывал лицом об дверь. Однако Тэссю не унывал: суровые тренировки служили лучшей мотивацией для совершенствования своего мастерства и медитативных практик. Мысли о фехтовании не покидали Тэссю даже во время еды и сна. Он мог среди ночи разбудить жену и заставить ее взять в руки меч, что бы проверить какие-то соображения о фехтовании. В 1800 году, в возрасте 45 лет Тэссю обрел просветление во время утренней медитации. В этот день он по обыкновению отправился в додзё к Асари практиковать кэндзюцу. Увидев в на пороге своего ученика, Асари понял, что на него снизошло просветление, и дал понять, что тренировок больше не будет, сказав лишь «Ты пришёл». И вскоре Тэссю открыл свою школу, дав ей имя Итто сёдэн Муто рю (меч без меча). Сегодня у этой ветви очень мало последователей в связи тем, что у этой школы крайне жесткие методы преподавания.
С начала XX века школа разделилась на два направления: ветвь клана Сасамори и клана Айдзу. Клан Айдзу передал школу Сокаку Такэда, впоследствии в дополненном варианте раздел кендзюцу, ныне известный как Такэда-дэн, был включен в программу школы Дайто рю.
В XX веке школу Оно ха Итто рю возглавлял Сасамори Дзюндзо (Junzō Sasamori 18.05.1886–13.02.1976) известнейший мастер кэндо периода Тайсё (1912–1926) и Сёва (1926–1989).
Сасамори Дзюндзо родился неподалеку от современного города Цугару в префектуре Аомори и начал изучать Итто рю в 1890-х под руководством Цусима Кенпати, бывшим мастером Итто рю в клане Цугару. После этого, Дзюндзо долгое время обучался под началом Накахата Хидэгоро сэнсэя (также бывшего мастера Итто-рю из клана Цугару). Так же получил полную передачу школы Наканаси ха Итто рю. Впоследствии Сасамори Дзюндзо принял титул 16 сокэ легитимной школы Оно ха от Ямага Такамото, предыдущего преемника школы от клана Цугару. Так же являлся 10-м даном в кэндо. Он служил в кабинете премьер-министра Катаяма Тэцу (
Сасамори Дзюндзо передал Школу своему сыну Сасамори Такэми (Sasamori Takemi), который является на сегодняшний день 17 сокэ школы Оно ха Итто рю. Сасамори Такэми родился в Хиросаки в префектуре Аомори в 1933 году, проживает в Сетагая-ку, Токио, Япония. Он обучался в Гарвардской Семинарии и продолжает путь своего отца, как христинский богослов и рукоположенный священник, а так же известен своей преподавательской деятельностью. Итто рю он обучался под началом своего отца Сасамори Дзюндзо, 16 соке, и изучает Оно ха Итто рю на протяжении уже более 60 лет. В 1975 году, после смерти своего отца, он принял титул 17 сокэ школы. Он так же является сокэ Син Мусо Хаяшизаку рю баттодзюцу (神夢想林崎流 – Shin Muso Hayashizaki-ryu) и имеет менкё кайден в Тёкуген рю онагината дзюцу (直元流大長刀術 – Chokugen-ryu Onaginatajutsu).
© mumonkan.ru, использование материалов в некоммерческих целях разрешается, ссылка на источник обязательна.