История

Соке Рюхо Окуяма
(1901-1987)
Основатель
Хакко рю дзю-дзюцу

Хакко Дэншин рю дзю-дзюцу

англ. Hakko Den Shin Ryu Jujutsu (HDR, HDSR, HDRJJ),
яп. 八光伝心流柔術.

Школа Хакко рю дзю-дзюцу (джиу-джитсу) основана в 1941 году и наследует вековое воинское искусство будзюцу, которое использовалось самураями феодальной Японии.

Рюхо Окуяма (1901-1987), основатель Хакко рю, и его сын Нидай Соке Рюхо (Тосио) Окуяма происходят из династии буси (воинов) клана Гэндзи. Истоки Хакко рю берут свое начало с VIII столетия н.э.

Первые упоминания боевых искусств датируется 23 годом до н.э., однако, первым общепризнанным искусством стала японская система захватов, разработанная Принцем Тейдзюном Фудзиварой, 6-м сыном 56-го японского императора Сейвы Фудзивары (850-880 н.э.). Техника была унаследована его сыном Цунэмото, которому впоследствии дали имя Минамото. Эта система захватов известна как техника айкидзюцу Сейвы Гэндзи и хранилась в кругу семьи в строжайшем секрете. Благодаря этой системе всего за четыре поколения Клан Минамото стал самым сильным кланом воинов во всей Японии.

Мастер многих искусств

Одним из самых известных людей клана Гэндзи был Синара Сабуро Ёсимицу (Синара Сабуро Минамото но Ёсимицу). Он был воином, поэтом, врачом и историком. Он стал великим мастером атэми (ударов по болевым точкам) и кансетсу (комплексов болевых удержаний), изучая и анализируя тела убитых преступников и погибших воинов. Он жил в поместье Дайто (многие до сих пор думают, что именно по этой причине стиль айкидзюцу Минамото получил название Дайто-рю). Генерал Ёсимицу передал технику своему сыну Минамото Ёсикиё, который проживал в семье Такэда (провинции Каи).

Синара Собуро Минамото но Ёсимицу (1056-1127)
Синара Собуро Минамото но Ёсимицу
(1056-1127)

Ближе к концу XVI века Ханство Такеды воевало с формированием Сегунов Токугавы, которому было суждено править Японией до Реставрации Мэйдзи в 1868 году. В связи с этим, клан Такэда оказались в очень тяжелом положении и были вынуждены бежать на север, где они присягнули на службу клану Айдзу и впоследствии стали известны как Айдзу Такэда. Там они являлись синамбанами (мастерами по самообороне клана), преподавая свое искусство самым уважаемым его членам.

Последний из синамбанов Айдзу, Такэда Такуми но Ками Минамото Соемон (1758-1853), имел двух учеников. Первым являлся Такэда Соёси, его внук. Второй, Сайго Танамо, был министром Ханства Айдзу и главой замка Сиракава. В 1868 году, когда Возрождение Мейзи вернуло власть императору, Соёси был убит как лидер сопротивления. Сайго же стал священником Синто в святилище Никко Тосугу и изменил имя на Хосино Гэнсин. Его главным учеником был Такэда Сокити, старший сын Соёси. В 1875 году, когда Сокити умер, Сайго вызвал в святилище его младшего брата, чтобы продолжить традицию Минамото.

Продолжая традицию

Такеда Сокаку Минамото Масаёси (1858-1943) был ведиким фехтовальщиком, человеком, который жил и дышал постижением боевых искусств. Его фантастическую преданность своему делу можно объяснить тем, что он, всего 1,52 метра ростом, старался ни в чем не уступать своему старшему брату, который был намного выше него. Рожденный самураем, Сокаку уже в возрасте 5-и лет начал свое изучение Дайто-Рю Айкидзюцу и Оно-Ха Итто-Рю кендзюцу (искусство обращения с мечом). За его выдающиеся способности и маленький рост его вскоре прозвали Котэнгу (маленький демон).

Уже в возрасте 20-и лет он имел 4 лицензии самых уважаемых школ Японии по обучению владением копьем и мечом. Следующие 20 лет он путешествовал по Японии, устраивая соревнования, в которых лично принимал участие, однако поражение для него было редчайшим событием. Про него говорили, что он стал чуть ли ни единственным когда-либо жившим человеком, который постиг все 18 традиционных боевых искусств. Однако Сокаку еще не считал, что готов к жизни в храме и решился на это только через полгода.

Такеда Сокаку Минамото Масаёси (1858-1943)

Следующим Сайго выбрал Сиду Сиро (1868-1920). В 1881 году в Токио, Сиро встретил Дзигоро Кано, который в это время создавал организацию под названием Кадокан Дзюдо. Сиро присоединился к нему и очень быстро стал самым уважаемым членом. Он был назначен директором Кадокан в 1888-ом. Однако вскоре он начал колебаться между Дзюдо и Дайто-Рю. В 1891 году он все-таки избрал для себя обе эти системы, и Сайго Танамо еще раз обратился к Такеде Сокаку, надеясь, что теперь он будет готов. Наконец-то, в 1898 году Танамо удалось уговорить Сокаку возглавить Дайто-Рю.

Годы интенсивных тренировок Сокаку сделали боевые искусства неотъемлемой частью его жизни. Он путешествовал по Японии, обучая людей, и никогда не оставался где-то на длительный срок, что дало бы ему возможность построить свое собственное додзё. Его учениками были в основном люди из элитных слоев севера Японии: генералы, адмиралы, судьи, майоры. В 1915 году он стал самым знаменитым инструктором на севере Токио. Дайто-Рю Айки-дзюцу существует и по сей день под началом сына Сокаку, Такеды Токимуне. Также среди главных учеников и инструкторов Сокаку был Тосими Хосаку Мацуда, который обучил одного из самых одаренных учеников. В дальнейшем этот ученик получил возможность тренироваться под личным руководством Сокаку Такеды.

Этого студента звали Окуяма Ёсихару (Йосидзи), который также был известен как Рюхо Окуяма, основатель Хакко-Рю дзю-дзюцу.

Из тумана

Окуяма Ёсихару (Йосидзи) родился 21-го февраля 1901 года, в Яти-тё, Ниси Мураяма, Префектуре Ямагата, в традиционной семье самураев, в верхней речной области Могами. Мало что известно о его детстве кроме того, что он с ранних лет посвятил себя изучению нескольких направлений будзюцу-рю (систем боевых искусств) и традиционной медицины.

Оружие и доспехи для изучения будзютсу.
Слева изображёна кусаригама (серп на цепи), сверху нагината (японское холодное оружие с длинной рукоятью и лезвием около 30 см).

В 1924 году он поступил в одну из самых престижных правительственных школ под названием Токио Сейдзи Гакко (Токийская Правительственная Школа), где он блистательно проявил себя в качестве оратора. К 1927 году (году выпуска), он был назначен Премьер-министром на Первом Ораторском Конгрессе Имперской Молодежи.

Сразу после окончания школы он отправился к границе Японии, Хоккайдо, где он надеялся произвести надлежащее впечатление о себе. Здесь, в Асахикаве, благодаря своим контактам в правительственных организациях, он впервые встретился с Сиханом Тосими (Хосаку) Мацудой, который первое время преподавал Дайто-Рю Айки дзю-дзюцу в додзё Собукан. Мацуда, коренной японец, родился на острове Хоккайдо, и был учеником основателя Дайто-Рю, Сихана Соми (Сокаку) Такеды, который вскоре понял, что господин Окуяма блестящий ученик и начал интенсивно тренировать его в направлениях школ рю.

Многочисленные преподаватели

В течение своих путешествий, Окуяма имел возможность позаниматься с несколькими учителями и впитал за это время большое количество знаний, открывшее ему новые перспективы. Приоритетной для него являлась область традиционно-ориентированной терапевтической медицины и через некоторое время у него появилась возможность учиться у людей с гораздо более высоким уровнем знаний. Первым таким преподавателем стал Рёзан Хираяма, которого господин Окуяма впервые встретил в 1930 году. Господин Хираяма был преподавателем и практиком японской Ин\Ё (китайской Инь\Янь) теории применительно к терапии под названием кейраку (циркуляционной медицине, использующей меридианы человеческого тела). Он научил господина Окуяму ее принципам и применению в диагностировании недугов, особенностям пульса, нинсо (т.н. «чтению лица»), сиацу (массаж по средствам надавливания пальцами), аммэ (массажу) и диете. Также господин Окуяма изучал одну из самых таинственных терапевтических школ того времени — западную медицину, под руководством Хайзана Минами, с которым он познакомился в 1934 году. В дальнейшем они стали близкими друзьями.

Среди других боевых искусств, отличных от Дайто-Рю и изученных им во время паломничеств, самые важные включали в себя Хасегавако-Рю иай-дзюцу (раздел с мечами), которому он научился у Сихана Кити Ямагути в городе Саппоро; сюрикен-дзюцу (различные метательные оружия) и дзё-дзюцу (дзё, палка длиной ~1.5м) от учителей в горах Ниигата; кусаригама (серп на цепи) в Исэ; Нито-Рю Кендзюцу (меч), будучи около горячих источников Кумамото; и содзюцу (копье) и каюдзюцу (лук) в его родной префектуре Ямагата.

На рисунке два самурая в поединке с использованием сюрикенов

В 1936 году господин Окуяма был награжден лицензией инструктора Дайто-Рю и в дальнейшем обучался у Сихана Соми (Сокаку) Такеды, где он и изучил Окудэн (секретную технику) и ассистировал Такеде в ежедневных делах его айки организации. К этому времени сам Такэда был уже очень стар, ему было за 80 (господин Окуяма описал его как «абсолютно беззубого, но очень крепкого в плане здоровья человека его возраста») и ему почти во всем требовалась помощь. Некоторое время господин Окуяма нес персональную ответственность за все активы Такеды, которые были отнюдь не скромными, потому что он брал от 150$ до 250$ за одну технику, в зависимости от выбранного уровня обучения. На то время было 3 вида тренировок – Сёдэн (базовые), Тюдэн (средние) и Окудэн (секретные) – и 4 набора из 582 техник. Чем выше уровень, тем больше ученик должен был платить.

Учитывая это, можно легко догадаться, почему основатель Айкидо, Уэсиба Морихэй, который формально 100 дней тренировался у Такеды для получения лицензии инструктора, отдал на это все свое наследство. Стоит заметить, однако, что семья Такеды, прежние преподаватели Отомэ-Рю кендзюцу клана Айдзу, осталась безработной после исчезновения феодальной системы Японии во время Реставрация Мэйдзи в 1868 году. Он, как и многие его современники, продавал свои навыки в боевых искусствах общественности, чтобы зарабатывать на жизнь. Это имеет место быть в рю и по сей день. Достаточно просто сказать, что для бывших самураев это было гораздо лучше, чем вовсе остаться без работы.

Первое додзё господина Окуямы

Закончив обучение у Такеды в 1938 году, господин Окуяма издал первое из своих многих произведений о боевых искусствах, которое было названо «Дайто-Рю Госиндзюцу» (Система Самообороны Дайто). Вскоре при поддержке генерала армии Иванэ Мацуй и военно-морского атташе Кумпэй Мацумото, господин Окуяма создал Дай Ниппон Сидокай (Великий Японский Путь Самурайской Ассоциации) и стал известным инструктором Дайто-Рю Хидэн Сидо (Секретный Путь Дайто-Рю Самурая). Его первое додзё было в Асахикаве и было названо Ниппон Сидокай Рюбукан.

В 1939 году он переехал в Канду (Токио) и основал Дай Ниппон Сидокай, которая стала ответвлением главной школы Дайто-Рю. К этому времени Такэда был слишком стар и не мог заботиться о себе самом, поэтому очень остро стал вопрос главенства в Дайто-Рю. Прямой наследник, Токимунэ Такэда, был все еще весьма молод, но казался достойным принять рю. Господин Окуяма, видя небольшой шанс административного продвижения в Дайто-Рю, стал немного волноваться. Спустя столько лет обучения и путешествий, он стал высококвалифицированным образцом и в области боевых искусств, и в медицине и хотел использовать свои навыки не только в собственных корыстных целях (финансовых или ради славы), но и горел желанием служить своей родине. Именно это и стало основополагающим фактором создания его собственной отличной системы.

«Хребет дракона»

Наконец, 1-го июня 1941 года в Сиба Тэнсо Дзиндзя (святилище Синто в районе Сибуя в Токио), он провел церемонию Хакко-Рю, Кайсо Хококусай (Церемонию в честь Ками (синтоистского божества), Рождения Хакко-Рю). С этого дня господин Окуяма взял себе имя Рюхо. Оно означало «хребет дракона» и отождествлялось с его системой Хакко-Рю дзю-дзюцу.

В течение войны он обучал Хакко-Рю в его первозданном виде многим лидерам правительства и военных структур, и в 1943 году переименовал свое додзё в Хакко-Рю кобудзюцу (Частную Школу Древнего Боевого Искусства Хакко-Рю). Он писал в журналах, проводил семинары и давал интервью по радио.

К середине десятилетия, однако, военная ситуация становилась все страшнее и страшнее, и ввиду непрерывных союзнических бомбежек, Токио становился непригодным и опасным для жилья. И вот, в 1945 году господин Окуяма закрывает додзё Канда и уезжает в свою родную префектуру Ямагата. Поездка была очень сложной. Господин Окуяма позднее писал, что ему приходилось существовать каждый день на одном маленьком кусочке тофу и спать в метель с одной лишь амадо (наружной дверью, сделанной из легкой древесины) в качестве убежища и защиты. Тяжело представить, с какими трудностями пришлось столкнуться каждому японскому жителю в то время. Когда прибыл, он и его маленькая группа последователей присоединились к господину Хагуро, который возглавлял секту Сюгэндо. Они молились во имя мира и избавления нации от страданий.

В 1947 году господин Окуяма перебрался в Префектуру Сайтама, где чуть позже открыл Хакко Дзюку Хонбу Додзё (Частную Школу-Додзё Хакко-Рю) и стал понемногу возвращаться к своей прежней жизни в качестве преподавателя боевых искусств и лекаря. К этому времени его политические стремления и убеждения были полностью разрушены, и он решил оставить политику в прошлом. В тяжелейших послевоенных условиях, зарабатывать на жизнь преподавателем боевых искусств было очень трудно, но в будущем, через много лет, он начал в этом преуспевать.

Философия «здравого смысла»

В Хакко-Рю успешно развивались два направления – философия и непосредственно сама техника, что впоследствии и сделало его современным боевым искусством (син будзюцу), которое в своей сущности должно создать в обществе справедливое правосудие по средствам введения гуманных принципов самообороны. Фундамент этой идеи был заложен еще до войны и сочетал в себе медицинские и боевые техники. Используя систему меридианов тела, Хакко-Рю может причинить достаточно сильную боль для полного контроля над противником, при этом серьезно не травмируя его. Это отличительная особенность, из-за которой Хакко-Рю получило широкое распространение в правоохранительных органах Японии.

Господин Окуяма подготовил достойных последователей своей системы, после чего в 1987 году его не стало. Его метод индивидуальной работы с учениками так же, как и работы с группами, тоже стал уникальной особенностью Хакко-Рю и способствовал стремительному росту репутации школы. Его сын, Рюхо (Тосио) Окуяма, в данное время возглавляет рю и продолжает дело своего отца. Хакко-Рю является одной из немногочисленных школ дзю-дзюцу, которая вышла далеко за границы Японии.

Господин Окуяма всегда хотел, чтобы философия Хакко-Рю понималась как «здравый смысл человечества».

Школа боевых искусств в мирное время

С того момента, как Рюхо Окуяма основал Хакко-Рю в 1941 г., международная школа Хакко-Рю переехала в город Омия, в японскую префектуру Саитама. После окончания Второй Мировой Войны, Хакко-Рю было полностью преобразовано в школу боевых искусств мирного времени и с тех пор больше не меняла своей направленности. Более 700,000 людей занималось Хакко-Рю в городе Омия и за рубежом, и миллионы слышали о Хакко-Рю на лекциях и семинарах по всему миру.

Термин «Хакко» (восемь лучей) наиболее точно отражает суть школы дзю-дзюцу господина Окуямы, её концепцию и стиль самообороны. Философия школы основывается на девяти цветах солнечного спектра. Восьмой из этих девяти цветов он именует оттенком красного, который хранит секрет силы Хакко-Рю дзю-дзюцу. Также красный цвет символизирует страну восходящего солнца – Японию. Девятый же цвет, фиолетовый, создает и продолжает восьмой. Пурпурный цвет – это цвет величия и чести Японии.

Прим. редактора: Нужно понимать, что приведенный текст в оригинале написан на английском языке и дословный перевод плохо передает суть сказанного автором. К тому же, на наш взгляд, автор излагает несколько путано и нестройно. В сущности цветовая концепция заключается в том, что пурпурный цвет получается путем смешения красного и фиолетового цветов. То есть находится между красным и фиолетовым в видимом спектре и практически невидим. Так и практикующий искусство Хакко должен оставаться как бы на фоне ситуации, подобно пурпурному цвету. Эта же концепция находит отражение в манере исполнения техник: построенная на слабо видимых движениях и неявных воздействиях технические приемы практически незаметны стороннему наблюдателю, при этом эффект техник явно ощутим для агрессора.

Источник: www.hakkodenshinryu.com
Перевёл: Вахтин Дмитрий Николаевич (г. Минск, Беларусь)
© www.jujutsu.by

Хакко Деншин рю дзю-дзюцу

Майкл ЛаМоника, Антонио Гарсия, Ясухиро Ирие

В начале 90-х годов один из ведущих европейских учеников основателя Хакко рю и наиболее авторитетный шихан Хакко рю хомбу додзё, имеющий высшую степень посвящения Сан Дай Китю (Соке Антонио Гарсия), совместно с ещё двумя сиханами такого уровня, создал крупную международную организацию «Кокодо Рэнмэй» (皇光道連盟, Союз императорского Пути к сердцу) и ответвление «Хакко Деншин рю Дзю-дзюцу» (Школа дзю-дзюцу, сохранившая истинный дух Хакко).