Менялись ли техники, акценты в них и список техник, на протяжении обучения у Сёдай сокэ? Например, в старом списке, техника хакко нагэ изучалась на уровне сёданги, а теперь она изучается на уровне сиханги.
За время моей практики Хакко рю, весь кихон ваза всегда оставался одним и тем же набором техник, без изменений. Не было такого, что б вчера хакко дори это одно, а сегодня другое. Оно остается прежним — хакко дори. Но мы должны были изменить энергетическую и духовную составляющую. Я понял это и с течением лет вложил это в кихон ваза, в том числе и в хакко дори. И сейчас это всё тоже самое, что и прежде хакко дори, но для нужд сегодняшнего дня. Это, как например классическая модель автомобиля, который выпускался и 30 лет назад, и на сегодняшний момент тоже должен измениться, согласно новым технологиям и множеству других факторов, но всегда останутся базовые вещи. Например — это стиль. Принципы не меняются, нельзя изменить что-то фундментальное.
Почему техника хакко нагэ изучалась на уровне сёданги? Я не могу ответить. В то время я должен был соглашаться с тем, что говорил основатель: «Хакко нагэ мы оставим до уровня сихана». И я не спрашивал почему. Конечно же, теперь я знаю, почему Сёдай сокэ решил обучать этой технике на другом уровне. И я понимаю, что лучше практиковать эту технику на уровне сихана.
С кем из мастеров Вы тренировались? И с кем Вы поддерживаете отношения в настоящее время?
Сначала я практиковал с Жаном Глеро, немного практиковал с Марото, и Тьерри Надалем. А так же со всеми сиханами в Европе, они все очень хорошие люди. Тьерри Надаль уехал в Японию год назад (23 декабря 2010 умер в Киото. Прим. редактора), Марото не практикует Хакко уже долгое время, Жан Глеро тоже уже давно не практикует. Я думаю, что на сегодняшний день вряд ли остались старые сиханы в Европе, кто практиковал бы Хакко рю и сегодня.
Расскажите о манере, в которой исполнял техники сокэ Окуяма? Насколько его техники были сильны?
Определенно, его техники всегда были очень болезненными. Это первое. Сильными, но не в прямом смысле слова «сила», но энергичными в исполнении, потому что, как вы знаете, Сёдай сокэ был еще и доктором, так что он знал, где приложить силу, куда надавить, как воздействовать.
Он знал направление, и место приложения, ему не нужна была сила, которая была у меня в то время.
Расскажите нам про принципы хакко. Вы бы не могли объяснить их подробнее?
Как мы знаем есть три основых принципа — Нет вызова, нет противодействия, нет травм (no confrontation, no challenge, no angry). Я думаю эти принципы лучше практиковать, чем объяснять. Конечно, можно было бы дать вам длинное теоретическое разъяснение, но я не думаю что это будет правильно, потому, что в конечном итоге объяснение принципов и их практика — это одно и тоже. То есть сама практика — это и есть объяснение. Конечно, я верю в эти принципы, но иногда неприятности случаются. Я верю, что если кто-то напал на тебя, ты должен защищаться на том же уровне и с равной силой. Например, если кто-то меня ударит, я не должен хвататься за нож. Другая неприемлемая вещь – если кто-то хочет ранить меня, я не должен становиться таким же агрессивным, как он. Я могу защитить себя и мне не нужно что-то ломать напавшему, я могу спокойно контролировать себя в этом отношении. Я не должен становиться точно таким же, как мой противник, я должен оставаться собой.
В чем на Ваш взгяд заключался дух Хакко при Сёдай сокэ и сейчас? Может быть Сёдай сокэ был воплощением духа Хакко?
Да, несомненно. Для меня Сёдай сокэ — дух Хакко. Он — основа. И дух. И всё, что с ним связано, что связано с именем Сёдаи сокэ. Даже сейчас, когда у меня нет контактов с Хомбу, Сёдаи сокэ как отец для меня, отец боевых искусств, это дух, это то, во что я верю. Если вы спрашиваете про дух из настоящего, про дух Хакко Дэншин рю (Hakko Denshin ryu), то я надеюсь, что в будущем, когда я буду на 20 лет старше, я смогу быть этим духом, его частью. Но сейчас, я не могу однозначно ответить на этот вопрос. Он постоянно развивается. Может через 10-20 лет кто-то сможет сказать обо мне так, как я сейчас говорю о Сёдай сокэ.
Для чего было предпринято создание Хакко Дэншин рю, и при участии каких мастеров это произошло?
В районе 1992-1993 года многие сиханы Хакко рю были исключены из Хомбу додзё. В том числе исключили меня, мистера ЛаМонику (LaMonica), мистера Ириэ (Irie). Почему? Вот объяснение: всё это время мы «продвигали» образ мысли и дух Сёдай Сокэ. Но конечно же, на сегодняшний день уже есть новый босс — Нидай Сокэ. Новый босс — новые правила. Как когда-то, когда после смерти Уэсиба О`сенсея (O`sensei Ueshiba Morihei), во главе Айкикай айкидо встал его сын, то много людей ушло из Хомбу додзё, потому что они были не согласны с политикой нового главы. Возможно, что он думал: «Мне не нужно ничего делать, потому что мой отец уже всё построил. Так что теперь — я король!» Нет! Ты все равно должен работать, практиковать, находить вещи, которым нужно учиться, которые могут сделать техники лучше, для себя, для всех.
Итак, мы были исключены и после этого один год ничего не происходило. Потом я, мистер ЛаМоника и мистер Ириэ поговорили о том, что может мы сможем создать что-то вместе, чтобы сохранить дух Хакко? Мы втроем создали Кокодо Рэнмей (Kokodo Renmei): В Америке отделение возглавил мистер ЛаМоника, в Азии – мистер Ириэ, а в Европе – я. Мы вместе делали одно дело – четыре, пять, шесть лет. Потом к несчастью вмешался знак доллара, что очень важно. Я не хочу больше говорить об этом, но сейчас Кокодо Рэнмей – это я и мистер ЛаМоника. Мистер Ириэ вышел и сейчас у него есть свое направление – Кокодо дзю дзюцу. Вот причина, почему Кокодо Рэнмей и название Хакко Дэншин Рю (Hakko Denshin ryu) – школа восьми лучей, Дэншин – это весь дух Сёдай Сокэ.
Хакко Дэншин рю — это дух хакко?
Да потому, что мой Сокэ, мой Сёдай сокэ в моей голове, и я ничего не могу делать без моего Сёдай сокэ.
Продолжение следует…