Рубрики
Мусо Дзикидэн Эйсин-рю Статьи

Генеалогия и история Мусо Дзикидэн Эйсин рю. Часть 1

Первая часть материалов о генеалогии и истории Мусо Дзикидэн Эйсин рю. Речь идет об Основателе Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото но Сигэнобу вплоть до 17 Сокэ Оэ Масамичи

Мусо Дзикидэн Эйсин Рю (Musō Jikiden Eishin ryu,
無双直伝英信流 или 無雙直傳英信流)(1550–1927)
Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото но Сигэнобу (1542–1621)

Основатель: Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото но Сигэнобу (Hayashijaki Jinsuke Minamoto no Shigenobu, 林崎甚助重信, прим. 1542–1621) Считается основателем иайдо из-за своего огромного влияния на это искусство.

О его жизни известно очень немного, многое в жизнеописании Хаясидзаки (как и большинства известных мастеров меча в Японии) вымышлено. Он родился в провинции Дэва (出羽国 Dewa no kuni), Осю (современная префектура Ямагата, 山形県 Yamagata ken) в эру Асикага. Вырос Хаясидзаки в условиях постоянных междуусобных конфликтов и с раннего возраста был знаком с различными стилями фехтования. Желая отомстить за своего отца, Хаясидзаки Дзинсукэ в возрасте 14 лет совершил паломничество в храм Хаясидзаки Мёдзин, где он молился и тренировался в течении ста дней.

В это время он получил божественное откровение, поведавшее ему о новом способе извлечения меча из ножен. Он назвал этот стиль Синмэй Мусо рю ( 神明夢想流, Shinmei Muso ryu) и смог отомстить за отца. Позже он назвал школу Мусо Синдэн Дзюсин рю батто дзюцу (夢想神伝 重信流抜刀術, Musō Shinden Jushin ryu batto jutsu). С тех пор и до наших дней Иайдо Хаясидзаки сменило много названий в процессе передачи от учителя к ученику.

Стиль Хаясидзаки был известен под разными названиями: Дзюмпаку Дэн (Junpaku den), Хаясидзаки Рю (林崎流, Hayashizaki ryu ), Мусо Хаясидзаки рю (夢想林崎流, Muso Hayashizaki ryu), Син Мусо Хаясидзаки Рю (神夢想林崎流, Shin Muso Hayashizaki ryu), Сигэнобу Рю (Shigenobu ryu), Дзюсин рю, (重信流, Jushin ryu). Известно также, что он совершил путешествие по Японии в духе Муся-сюгё, и что во время своего путешествия он приобрел множество последователей. Какие именно техники он преподавал нам доподлинно не известно, но практически все сходятся во мнении, что эти техники должны были быть относительно простыми и в высшей степени боевыми по своей сути.

Хаясидзаки не был первым человеком, разработавшим иай. Старые рю, такие как, например, Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю (天真正伝香取神道流), Такеноути ( 竹内流- Takenouchi Ryu или Такеути) рю и другие старые системы, преподавали иай задолго до Хаясидзаки. Тем не менее, именно Хаясидзаки, путешествуя по Японии, обучил большое количество учеников, которые, в свою очередь, основали многие из существующих ныне школ иай. Его справедливо можно назвать величайшим деятелем старого периода истории иай, он был учителем и источником вдохновения многих последующих мастеров этого искусства. Хаясидзаки считается основателем системы иай клана Тоса, которая затем раздвоилась на Мусо Синдэн рю ( 夢想神伝流, Muso Shinden ryu — Симомура ха) и Мусо Дзикидэн Эйсин рю ( 無双直伝英信流или 無雙直傳英信流Muso Jikiden Eishin ryu — Танимура ха).

Хаясидзаки также вдохновил развитие Хоки рю (伯耆流, Hōki ryu), Тамия рю (田宮流, Tamiya ryu), Дзюсин рю , Хаясидзаки рю, Син Мусо рю и других школ, развивших его учение.

Утверждают, что в 1616 году в возрасте 73 лет он совершил второе путешествие по Японии, во время которого исчез.

Храм Хаясидзаки, Мемориальный камень Хасидзаки и Дзиндзя

2-й глава: Тамия Хэйбэй Сигемаса (田宮平兵衛重正,
Tamiya Heibei Shigemasa, конец 1500 – 16??). Он учился у Дзинсукэ среди прочих учеников.

Был учителем фехтования у первых трёх сёгунов Токугава: Токугава Иэясу (徳川 家康, Tokugawa Ieyasu 31.01.1543 – 01.06.1616), Токугава Хидэтада (徳川 秀忠, Tokugawa Hidetada 02.05.1579 – 14.03.1632) и Токугава Иэмицу
(徳川 家光, Tokugawa Iemitsu 12.08.1604 – 08.06.1651).

Основал стиль иайдо Тамия рю (田宮流, Tamiya ryu), упомянутую в Хонтё Бугэй Сёдэн, Будзюцу Мусороку (позже титул сокэ перешел к семье Цумаки).

Тамия Хэйбэй Сигемаса
Тамия Хэйбэй Сигемаса

3-й глава: Нагано Мураку Кинросай (Дзюродзаэмон)(長野無楽入道, Nagano Muraku Nyudo Kinrosai. даты жизни неточны) Военный, который был учеником Дзинсукэ, а затем Тамия. Развивал искусство Иай как часть основанной им школы Мураку рю (Muraku ryu).

4-й глава: Момо Гумбэй Мицусигэ (百々軍兵衛重, Momo Gumbei Misushige. Даты жизни неточны)

5-й глава: Арикава Сёдзаэмон Мунэцугу (蟻川正左ヱ門宗, Arikawa Shozaemon Munetsugu. Даты жизни неточны)

6-й глава: Банно Данъэмон но Дзё Нобусада (Ханава) (万野団右ヱ門信定, Banno Dan’emon no Jo Nobusada. Даты жизни неточны) известен тем, что оказал сильное влияние на последующих глав школы. Служил при Хидэёси и среди прочих обучал и Хасэгава Эйсин.

7-й глава: Хасэгава Тикароносукэ Эйсин (Хидэнобу) (長谷川主税助英, Hasegawa Chikaranosuke Hidenobu. Прим. 1610) Считается центральной фигурой в развитии Мусо Дзикидэн Эйсин рю. Учился у Банно в Эдо (нынешний Токио). Он трансформировал технику Иай для использования меча (катана) заткнутого за пояс вверх лезвием и разработал набор форм Эйсин рю. Он называл свою школу Мусо Синдэн Эйсин рю Батто Хэйхо, Мусо Хасэгава Эйсин рю, Мусо Дзикидэн рю. Говорят, его исполнение называли «мусо» (несравненным). Сейчас это слово является частью названия школы.

8-й глава: Араи Сэйтэцу Киёнобу (荒井勢哲清信, Arai Seitetsu Kiyonobu. Даты жизни неточны). Он преподавал в Эдо после отъезда Эйсина. Предполагают, что один раз он был ронином (самураем без хозяина).

9-й глава: Хаяси Рокудаю Моримаса (林六太夫守政, Hayashi Rokudayu Morimasa. 1661 – 1732) был вассалом Яманоути Тоямасы, 4-го Хансю (главы провинции). Обучался Синмэй Мусо рю у Араи и Синкагэ рю кендзютсу (新陰流, Shinkage ryu) у Омори Рокудзаэмон Масамицу (Omori Rokurozaemon Masamitsu), ронина. Омори, который был прямым учеником Эйсина, но позже был изгнан из-за личных разногласий, основал свою очень характерную школу искусства извлечения меча – Омори рю (大森流, Omori ryu), с набором форм из позиции сидя на коленях в сэйдза (дзасики). Формы были разработаны под влиянием школы этикета Огасавара рю (小笠原流, Ogasawara ryu). Омори обучал Хаяси Рокудая своему искусству, и когда позже тот стал сокэ, он включил эти формы в рю, которая теперь имела три направления: Синмэи Мусо рю, Хасагава Эйсин рю и Омори рю. Также он ввел рэйсики (этикет) в тренировочный процесс. В 1675 году он принёс своё искусство в Тоса, будучи на службе у правителя Тоса, и после оно было известно как Тоса иай. Искусство сильно распространилось в Тоса и охранялось, так как занятия этим искусством считались прерогативой только её жителей.

10-й глава: Хаяси Ясудаю Масанобу. (Сэйсё) (林安太夫政, Hayashi Yasudayu Seisho. ? — 1776) Был приёмным сыном Рокудаю

11-й глава: Огуро Мотоэмон Киёкацу. ( 大黒元右ヱ門清勝, Oguro Motoemon Kiyokatsu. ? — 1790) Учился у Хаяси и вероятно также у Омори. После его смерти рю распалась на две ветви или ха, названных по имени двух достигших больших успехов учеников, которые основали свои собственные стили. Первый был известен как Танимура Ками но Дзё Ёрикацу (谷村, Tanimura Kame no Jo Yorikatsu), его стиль был более тесно связан с Тоса иай и в дальнейшем превратился в Мусо Дзикидэн Эйсин рю. Другой был известен как Симомура Моити Садамаса (下村茂市定政, Shimomura (Tsubouchi) Moichi (Seisure) Sadamasa), и внес значительные изменения. В 20-м веке Симомура ха (Shimomura ha) стало называться Мусо Синдэн рю.

12-й глава: Хаяси Масу но Дзё Масамори (林益之丞政, Hayashi Masu no Jo Masanari. ? — 1815 или 1818) Старший правнук Рокудая, 9-го сокэ. Возможно, это объясняет разделение школы, когда таланту и старшинству было противопоставлена фамильная преемственность, поскольку Хаяси был намного младше Майсуёри Тейсукэ Хисанари из Симомура ха.

13-й глава: Ёда Мандзай Йорикатсу (依田万蔵勝, Yoda Manzo Yorikatsu. ? — 1809)

14-й глава: Хаяси Ядаю (Сэйки) Масаёри. (известен также, как Мацутака. 林弥太夫, Hayashi Yadayu Masayori. ? — 1823)

15-й глава: Танимура Ками но Дзё Ёрикацу. (известен также, как Сугио, 谷村, Tanimura Kame no Jo Yorikatsu. ? — 1862) Был ответственен за развитие и совершенствование Танимура ха.

16-й глава: Гото Могобэй Масасукэ. (五藤, Goto Magobei Masasuke. ? — 1898) Продолжил развитие Танимура ха и вместе с Ое Масамичи внёс значительный вклад в стиль.

17-й глава: Оэ Масамичи Сикэй Росю (Oe Masamichi Shikei, 大江正路, 1852-1927) Человек, наверно, более всех повлиявший на современное МДЭР. Оэ сенсей обучался в обоих школах Симомура ха и Танимура ха, некоторое время занимал пост 15-го сокэ Симомура ха. Он реорганизовал учебный план рю, внеся трехуровневую систему: Омори рю – Сёдэн (первый уровень), Хасэгава Эйсин рю – Чудэн (второй уровень) и Окудэн иай (третий уровень). Огромные инновации были сделаны в методике тренировки и в комбинированных техниках, в формах Хаянуки и Бангай, которые были включены в учебный план.

Оэ Масамичи Сикэй Росю, 1852-1927

Он также внес в тренировочный процесс парные формы Тати ути но курай и Цумэай но курай. Он официально назвал школу Мусо Дзикидэн Эйсин рю. Так же обучил много прекрасных мастеров меча, многие из которых имели свои собственные идеи о развитии техники и основали свои собственные Каэ-вадза (альтернативы).

Мори Сигэки, Ивата Норикадзу, Ямамото Такудзи
Мори Сигэки (1890–1988), Ивата Норикадзу (1913-2011), Ямамото Такудзи (1886–1977)

Его учениками были: Мори Сигэки (Mori Shigeki 1890–1988). У него обучались Яно Масаокэ и Ивата Норикадзу (Iwata Norikazu 1913 — 2011), Суцуэ Ёсисигэ (Suzuki Yoshishige (Suzue), Ямамото Такудзи (Yamamoto Takuji 1886–1977), (оба обучали Такэсима Чисао, Сайто Тадаси, Ока Дзикичи и Ивата Норикадзу), Кода Морио (Kōda Morio), Мацуда Эима (Matsuda Eima), Нисикава Байсуй (Nishikawa Baisui), Мориёси Кенкичи, Хогияма Намио (Hokiyama Namio (1891–1935), преемник Оэ и 18-й сокэ МДЭР), Наканиси Иваки (Nakanishi Iwaki), Ямамото Харусукэ (Yamamoto Harusuke (1892–1978), Харусукэ ха МДЭР), Фукуи Харумаса (Fukui Harumasa (1894–1971), позже он стал 19 сокэ), Нагао Кагэфуса (у него учился Ока Дзикичи), Масаока Иккан Кадзуми (Masaoka Katsutane Κazumi, «Ikkan», (1896–1973), Масаока ха МДЭР), Яманоути Тоётаки Хокэн (Yamauchi Toyotake (1905–1946), Яманоучи ха МДЭР), Такэмура Сидзуо (Takemura Shizuo), Такаока Дэн (Taoka Den), Ямадзаки Кэнкити, Тёно Цутому, Нисикава Госуи.

Мастера линии Тоса
Мастера линии Тоса

Оэ Масамичи сокэ дал пяти наиболее успешным ученикам Конгэн но Маки/Мэнкё Кайдэн. Это были Хогияма Намио, Масаока Кадзуми, Яманоути Тоётакэ Хокэн, Ямамото Харусукэ и Ямадзаки Кэнкити.
В результате этого, после его смерти, был обрыв линии преемственности, и образовалось нескольких ха в практике Мусо Дзикидэн Эйсин рю, некоторые из которых объявляли линию Сокэ в рю.

Участники Токийского Тайкай
Участники Токийского Тайкай

Использованные материалы: Мусо Дзикидэн Эйсин Рю. Краткое описание рю. С.Г. Дроссоулакис http://www.сэйдокан.рф http://www.eishinkai.ru http://misogi.su/