Рубрики
Статьи Хакко Дэншин рю

Интервью Нидай Сокэ Окуяма Рюхо. Часть 1

О Хакко-рю слышал любой практикующий айкидо или Дайто-рю. Несмотря на широкую известность, сведений о сущности этого искусства, философии основателя и подходе к тренировкам не так много. Что это за боевое искусство — Хакко-рю? Как оно в себе сочетает систему оздоровления и дзю-дзюцу? Это интервью со вторым главой школы Окуямой Рюхо (сыном) дает ответы на эти вопросы. Вашему вниманию перевод первой из двух частей материала, опубликованного в Aikido Journal в 1990 году. Интервью взято 17 октября 1989 года.

Сокэ Окуяма Рюхо, основатель Хакко-рю, изучал Дайто-рю или Ваш отец сначала изучал какие то другие боевые искусства?
Думаю, сначала это были несколько другие искусства. Он изучал все основные армейские дисциплины.

Насколько нам известно, сокэ Окуяма Рюхо обучался у Тосими Мацуда (Toshimi Matsuda), ученика Сокаку Такэда. Почему он решил изучать Дайто-рю именно у господина Мацуда?
Всё Началось, когда отец изучал ораторское искусство в Токийской школе политики (Tokyo Seiji Gakko). Однажды кто-то напал не него и схватил за горло, стал душить. В подобной ситуации нормальная реакция — попытаться освободиться, но, как он мне потом рассказывал, он улыбнулся — и это позволило ему сбросить давление с шеи. Этот случай развил в нем интерес к боевым искусствам.

Во время войны он был военным хирургом и изучал западную медицину у человека по имени Рёзан Хирата (Ryozan Hirata). Принцип, которым руководствовался господин Hirata, заключался в том, что он лечил сам поврежденный, больной орган, тогда как мой отец придерживался другой точки зрения. Его принцип был, напротив, никогда не трогать само больное место. Это расхождение привело к тому, что в 1937 или 38 году их пути разошлись. Отец понял, что шиацу имеет отношение к боевым искусствам не через какие-то указания или инструкции, но в своей сущности.

Когда он приехал на Хоккайдо?
Я думаю, когда ему было 17 или 18 лет.

Встреча Рюхо Окуяма и Сокаку Такэда произошла где-то в 1936 году?
Да, я думаю, где-то так. Вероятно, они повстречались в городе Абасири. Отец рассказывал, что Сокаку Сэнсей был очень болен и, кажется, даже не мог говорить.

В статье Брайана Уоркмена говорится, что в 1936 году Рюхо Окуяма получил от Сокаку Такеда Сенсея что-то вроде свитка, сертификата.
Я подозреваю, речь идет о сертификате Кёдзю дайри. Я не знаю, сохранился ли еще этот свиток. Должно быть, он был утерян, когда снесли здание.

Когда учитель Рюхо Окуяма назвал свое искусство Хакко-рю?
Это было в 1941 году. Но искусство существовало уже за два или три года до этого под названием Мэйсидо в Отамагайкэ в Канда (Токио). Однако в 1938 году его дом сгорел, и отец переехал в Хагурояма в префектуре Ямагато. Затем, 9 ноября 1947 года он переехал в Омию, префектуры Сайтама, где додзё находится и по сей день.

[frame src=»http://mumonkan.ru/wp-content/uploads/2015/04/okuyama_003_1990.jpg» ligntbox=»off»]

Говорят, что Учитель Окуяма обучал полицейских после войны. Не могли бы Вы рассказать об этом?
Он вел обучение по просьбе некоторых своих учеников, которые были офицерами полиции. Однако, в японской полиции имеются свои техники ареста и задержания, но все они базируются исключительно на силе, что снижает их эффективность, если противник оказывался значительно сильнее.
Я являюсь вице-президентом Комитета по предотвращению преступлений города Омия. Население города растет и сейчас превысило 400 тысяч, так что, я считаю, стоит ожидать и роста преступности.
Техники Хакко-рю и медицина Кохо шиацу помогают излечить даже душевнобольных, такие случаи известны. Однако, не смотря на это, душевнобольных до сих просто накачивают успокоительными в больницах.

Полагаем, многие известные люди практиковали Хакко-рю?
Да, это так. Одним из них был Со Досин (Мичиоми Накано, 中野道臣, Nakano Michiomi). Мой отец обучал его, но только первой и второй техникам. Он жаловался на сильные болезненные ощущения, так что остальные техники он изучал только заочно. Позднее он объединил нашу технику с Нихон Кэнпо и создал, таким образом, Сёриндзи Кэнпо (Shorinji Kenpo, 少林寺拳法). Многие его ученики часто приходили обучаться и к нам. 7 дан в Сёриндзи Кэнпо означает, что человек готов к получению уровня шихан в нашей школе.

Многие ученики, ранее практиковавшие силовые техники, в частности Сёриндзи Кэнпо, вынуждены много работать, чтобы понять необходимость быть расслабленным и научиться этому. Зачастую люди безо всякого опыта прогрессируют гораздо быстрее тех, кто ранее занимался джиу-джицу или, скажем, карате. Таким людям не хватает гибкости, и если при проведении техники воздействовать, например, на запястье немного сильнее, то они потом, порой, в течение месяца не могут сделать элементарный захват.

Учитель рассказывал что-либо о боевых искусствах, которые он изучал? Кроме обучения у Сокаку Такеда?
Не так много. Создавая Хакко-рю он столкнулся со всевозможными трудностями. Искусства, которые он изучал, были скорее силовыми. Он осознал, что такие техники со временем начнут накладывать ограничения, поскольку при столкновении сил практикующих, применение техники друг на друге становится невозможным. Поэтому он создал собственное искусство.

Нам часто звонят люди, практикующие Дайто-рю, и говорят, что хотели бы изучать Хакко-рю, поскольку они не понимают Дайто-рю, полагая, что идея применения исключительно силы ограничивает их.
Особенно сильный отклик мы получили после того, как в ежемесячном журнале Карате-до была опубликована статья о нашей школе.

Глядя на фотографии с вашего семинара, мы видим техники очень похожие на Дайто-рю. Известно, что Учитель Окуяма вложил свое наполнение в эти техники, расскажите об этом. В чем разница между Хакко-рю и старыми техниками дзю-дзюцу?
Старые техники дзю-дзюцу практически все силовые. Это видно на различных записях. Причина, по которой мы не делаем видеозаписей наших техник — это что наше искусство невозможно изучать с помощью наблюдений. Учитель говорил, что зрители не должны допускаться на наши тренировки. Он говорил, что нет необходимости изучать искусство, если техника может быть постигнута путем наблюдения. Наши техники — это то, что вы можете понять, только когда вам непосредственно объясняет учитель.

[frame src=»http://mumonkan.ru/wp-content/uploads/2015/04/okuyama_001_1990.jpg» ligntbox=»off»]

В Дайто-рю и айкидо есть понятие айки. Высшая степень владения техникой заключается в том, чтобы не зависеть от силы, а завладеть энергией атакующего.
В Хакко-рю есть аналог?

Да, эта техника называется хаккодори, это одна из базовых техник. С помощью этой техники я могу понять, зачем тот или иной человек пришел учиться к нам, какую цель он преследует. Для меня это становится ясным, как только он делает захват, мне даже спрашивать ничего не нужно. При обучении айкидо часто говорят: все техники должны производиться на выдохе, и это всё правильно. Однако, это правильно, лишь тогда, когда человек может делать это естественным образом. Многие люди, особенно иностранцы, практически не умеют делать что бы то ни было в естественной манере. Например, при выполнении техники, даже выдох у них получается слишком ярковыраженным, натужным, и, следовательно, не естественным. Я вынужден говорить им, что нет необходимости дышать так сильно, что им стоит дышать так, как они привыкли делать это в обыденной жизни.

Можете объяснить теоретическую базу Хакко-рю?
С точки зрения техники многие моменты похожи на айкидо и Дайто-рю. Однако в айкидо все техники выполняются по кругу, а в Хакко-рю — как бы по объемной сфере. В Хакко-рю вы должны прекрасно владеть техникой страховки (укеми). Мои ученики спокойно проводят броски под прямым углом на людях, имеющих 4-5 дан в дзюдо. Но если технику выполняет мастер уровня шихан, дзюдоисты в принципе не могут сделать укеми, так что сами по себе наши техники довольно опасны.

Объясните, пожалуйста, вашу систему уровней?
Первыми идут техники на уровень шодан, затем 2, 3, 4 даны. Основные техники для 4 дана — это то, чем мы занимаемся в нашем додзё по вечерам. Затем идет 5 дан, который включает уже техники шихан. Затем следуют техники кайден, которые эквивалентны 6 дану. Затем есть еще другой уровень, который выше этого и называется сандайкичу. В действительности это наилучшая серия техник, но обычно ученики получают 6 дан и не достигают более высоких уровней. Те, кто достиг уровня шихан носили пурпурный пояс. Я слышал, что пурпурный пояс в США означает, что человек сдал на кю. В Японии пурпурный считается самым благородным цветом. Самые высокие чины буддийского духовенства носят пурпурные одежды. А священник в черном — самый низший уровень. Красный — это следующий уровень после черного. В нашем додзё ученики носят сначала белый пояс, затем, получившие 3 или 4 дан — черный, затем, если они достигают уровня шихан — пурпурный. Я считаю, что не стоит пренебрегать правильным пониманием цветовых обозначений.

На вечерних тренировках у вас проходит так сказать общая практика. Среди ваших учеников кто-то углубляется в изучение и сосредотачивается на изучении медицинских аспектов техники?
Да, конечно. Курс начинается 8 числа каждого месяца и продолжается неделю. Днем у нас семинар по шиацу, а вечером мы изучаем технику. Для приезжих, тех, кто хочет получить уровень шихан, мы проводим специальные семинары три раза в день. Обычные ученики на эти семинары не допускаются.

А в медицине Кохо тоже есть уровни?
В большинстве случаев уровень в шиацу определяется уровнем техники ученика. Методы шиацу различаются в зависимости от того, достиг ли человек некоторого уровня в изучении общей техники, в технике шихан, или кайден. Другими словами, боевые искусства и шиацу неотделимы, поскольку совершенствуя свою технику, вы совершенствуете уровень в шиацу, и наоборот. Один человек, который практиковал только шиацу, заболел серьезным легочным заболеванием и вскоре умер. Раньше люди очень активно использовали большой палец, играя в пинбол, и это приводило к тому, что многие профессиональные игроки умирали от туберкулеза. Нельзя использовать большой палец слишком много, то же касается и указательного. Этот палец связан с шейными железами, которые в свою очередь связаны с кишечником. Палец, который вы должны использовать больше других — это мизинец. Он связан с сердцем, его использование стимулирует работу внутренних органов. В нашей школе мы учимся использовать три пальца — это средний, безымянный, мизинец. Нужно использовать именно эти пальцы, даже для того, чтобы держать чашку; мы учимся уделять внимание и таким, казалось бы, незначительным деталям.

Получается, что суть вашей школы — укреплять общее состояние организма, занимаясь боевыми искусствами.
Это так. Поэтому часто бывает, что в результате занятий нашими техниками, нормализуется кровяное давление или расправляется зажатый плечевой пояс. Это все естественно.

Продолжение следует…